8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как развить креативность команды

Как развить креативность команды

Чтобы новые идеи появлялись быстро и без проблем
2509

Креативность — это творческие способности, умение мыслить нешаблонно, находить что-то новое в банальном, способность нестандартно решать задачи. Под креативностью часто понимают сочетание воображения и интеллекта, инженерных и гуманитарных способностей.

Эта способность пригодится практически в любой работе — линейные сотрудники с ее помощью смогут выделиться в коллективе и эффективнее решать задачи, руководители среднего звена — оптимизировать процессы. Для топ-менеджеров креативность — это способ находить новые возможности, разрабатывать прорывные стратегии, отрываться от конкурентов с помощью подготовки необычных, уникальных бизнес-предложений.

В этой статье мы собрали советы от экспертов, действующих руководителей, бизнесменов и коучей о том, как развить креативность у себя и коллег.

Попробуйте психологические методики

Коуч и психолог Вероника Тюрина считает, что креативность — это не талант, данный нам от рождения. Креативность можно воспитать, если у человека есть сильная мотивация и он готов к систематической практике по развитию этого навыка.

«Креативность — это всегда про нестандартность, про то, что выходит за рамки обычного мыслительного процесса и дает возможность раскрыть нужную тему ярко, заметно и притягательно для окружающих»

Один из простых и доступных инструментов развития креативности — тест Гилфорда: выберите любой предмет и придумать ему несколько способов применения. После оцените себя по четырем критериям:

  • Новизна. Насколько предложенные варианты оригинальны.

  • Полезность. Насколько идеи практичны и какой результат они дадут.

  • Количество идей.

  • Разнообразие. Насколько каждая идея непохожа на другую и преследуют ли они разные цели.

Практикуйте тест, думайте об оригинальных использованиях банальных предметов, и со временем уровень креативности повысится.

Игнорируйте микроменеджмент

Лидеры неосознанно ослабляют творческий потенциал своей команды, слишком рано сосредотачиваясь на реализации задачи, считает коуч и писательница Лиза Гис. Самый быстрый способ убить творческий процесс и креативность — потребовать от вашей команды выработки творческих идей вместе с тактическими решениями по их реализации. Это подавляет творческий поток.

Основательница консалтингового агентства WordSmithRapport Карима Мариама-Артур советует лидерам меньше заниматься микроуправлением. Она считает, что микроменеджмент — верный путь к уничтожению креативности. Сотрудники, столкнувшись с таким стилем управления, теряют желание создавать, пробовать что-то новое. Эксперт рекомендует дать людям возможность работать самостоятельно, чтобы у сотрудников была автономия в принятии большинства решений.

Практикуйте мозговые штурмы

Ирина Мальцева, партнер и PR-директор компании «Финансовый и организационный консалтинг», советует внедрить в рабочий процесс коллективные обсуждения проблем и задач с помощью мозгового штурма. Особенно это полезно, если у задачи нет стандартного решения.

«Из-за ежедневного выполнения стандартных задач у коллектива развивается шаблонность мышления, происходит замедление личностного роста. Креативный же подход в работе позволяет создавать необычные эффективные продукты без шаблонов, используя потенциал на полную.

Когда какой-то рабочий вопрос у нас в команде не решается привычным способом или нет легкого проектного решения, мы практикуем мозговой штурм всей командой. В процессе мы не останавливаемся на каком-то одном очевидном варианте решения, а стараемся найти их как можно больше. Так в итоге рождаются самые лучшие идеи».

Используйте интеллектуальные карты и блок-схемы

Интеллектуальная карта — отличный способ объединить идеи и найти нестандартные ответы на вопросы, считает Кендра Черри, автор и консультант по вопросам образования в отраслевом психологическом журнале VeryWell Mind. Создайте интеллектуальную карту, записав в ее центре главную тему или ключевое слово задачи. Затем нанесите на карту схожие термины и идеи, которые как бы продолжают центральную тему. Этот метод похож на мозговой штурм — вы как бы раскручиваете идеи или проблемы, стараясь найти неожиданное решение. А интеллектуальная карта помогает увидеть весь процесс и не упустить важные детали.

Попробуйте технику «Шесть шляп мышления»

Метод предполагает рассмотрение проблемы с шести разных точек зрения. Это полезно для развития творческого потенциала: используя технику, вы сможете по-разному посмотреть на предложения сотрудников, оценить идеи и пути решения задач с разных точек зрения.

Инструмент работает так: берете любую идею или задачу и рассматриваете ее, как бы примеряя разные шляпы.

  • Черная шляпа. Используйте негативную точку зрения. Какие элементы решения не работают, в чем проблема?

  • Синяя шляпа. Мыслите широко. Постарайтесь найти глобальное решение задачи, что-то масштабное.

  • Зеленая шляпа, творческое мышление. Какие есть альтернативные, даже самые удивительные идеи для решения задачи?

  • Красная шляпа. Взгляните на ситуацию эмоционально, прислушайтесь к себе. Что вам говорят ваши чувства?

  • Белая шляпа. Постарайтесь убрать чувства и оставить только рациональное мышление. Взгляните на ситуацию объективно. Что говорят факты?

  • Желтая шляпа. Старайтесь мыслить позитивно. Что хорошего есть в ситуации, какие элементы решения подойдут в лучшем случае?

Выделяйте больше времени на творческий процесс

Управлять креативными людьми нелегко, а создание творчески совершенных продуктов занимает намного больше времени, чем вы можете предположить. Креативщикам нужно ставить дедлайны, но при этом следует учитывать, что сроки придется несколько раз отодвигать. 

Об этом, например, всегда помнил основатель Apple и экс-владелец анимационной студии Pixar Стив Джобс. Принцип выделять время для творчества придерживаются и в Google — 20% рабочей недели в этой компании можно посвящать не основным задачам, а работе над собственными креативными проектами.

Курс «Искусство управлять собой и командой»

Узнайте на нашем курсе, как объединить людей в команду и добиться высоких результатов. Подробности и регистрация → 


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!