Как руководить творческими людьми

Как руководить творческими людьми

Создавать отличные креативные продукты, но при этом не срывать дедлайны и получать результат. Подборка советов от практиков.
2545

Создание команды из творческих людей — вызов для руководителя. Как правило, в таких коллективах не работают подробные инструкции, креативным сотрудникам нужны гибкие сроки, а еще нужно как-то стимулировать их «музу», чтобы она работала не от случая к случаю, а постоянно.

Если вы хотите создать креативную команду и управлять творческими людьми, будьте готовы ежедневно их мотивировать, уделять внимание ментальному состоянию и ставить задачи особым образом.

Давайте возможность высказываться

Креативщики — это люди, которым сложно примириться с неоптимальными процессами в их работе. Там, где обычный человек пожмет плечами и согласится, что раз в компании принято, то так и будем делать, творческий сотрудник будет злиться и терять мотивацию.

В книге «Pixar. Перезагрузка» вице-президент этой мультипликационной студии Лоуренс Леви рассказывает культуре инноваций, которая была создана в их компании. Благодаря инновационному подходу, процессы улучшились на только сверху вниз, но и снизу вверх, и работать стало лучше и проще.

Направьте раздражение из-за неоптимальных процессов в позитивное русло. Попросите сотрудников периодически высказывать свои идеи по улучшениям чего угодно в их работе. Может быть, нужно поменять структуру согласований, или есть какое-то правило, тормозящее процессы — все это нужно обсуждать. Но введите правило — они должны не просто высказывать идею, но и презентовать ее, говорить в форме «Мне не нравится вот это, потому что... Я предлагаю вести процесс так, потому что...».

Так люди будут приходить к вам не с претензиями, а с работающим планом инноваций. Только следите, чтобы человек получил предметную обратную связь в ответ на предложения — иначе его будет раздражать, что идею он сформулировал, а ответа не получил.

Поднимайте планку повыше

Еще один вывод из книги о Pixar: чтобы эффективно управлять творческой командой, нужно делать творческие продукты. Если креативщика просят сделать «нормальный» продукт, он быстро выгорит, будет откладывать работу, начнет сомневаться в собственных силах. Творческим людям нужен вызов — когда мы ставим задачу сделать отлично, то будто говорим ему «Я верю в тебя, я знаю, что ты способен сделать совершенный продукт». Такое признание мотивирует творческих людей, стимулирует их работать и выдавать отличные идеи.

Смотрите также: Лидер и команда

Стив Джобс, который стал владельцем Pixar в 1986 году, неоднократно заявлял, что стремление к творческому совершенству — одна из причин успеха компании. Вероятно, это правда: Джобс купил компанию за 5 млн долл., а продал в 2006 году за 7,5 млрд долл. Pixar считается самой коммерчески успешной анимационной студией за все время существования кинематографа.

Выделяйте на творческий процесс как можно больше времени

По мнению Стива Джобса, создание творчески совершенных продуктов занимает намного больше времени, чем можно предположить. Старайтесь ставить креативщикам дедлайны, но учитывайте, что их придется переносить несколько раз — результат работы нужно неоднократно править, чтобы добиться впечатляющего эффекта. Джобс был уверен, что к совершенному творческому продукту можно прийти только через множество проб и ошибок.

Нанимайте только лучших

В творческих командах не работает принцип, согласно которому можно нанимать персонал со средними способностями для достижения средних результатов — либо вы будете получать хороший продукт, либо плохой. Поэтому старайтесь подбирать только лучших людей. Это довольно сложно, придется научиться нескольким навыкам:

  • Признавать свою некомпетентность во многих вопросах. Ситуация будет выглядеть так: вы не знаете, как правильно, поэтому вынуждены доверять подчиненному. Чтобы быть уверенным в результате, нужно нанять самого лучшего.

  • Отличать ответственных людей от тех, кто будет работать спустя рукава. Ваша задача — не только усилить свою команду отличным креативным специалистом, но и найти человека, которого буквально раздражает плохой результат. Такого, который готов прийти к вам и попросить продлить срок, потому что в продукте нужно еще кое-что улучшить.

  • Ценить в человеке не умение работать без ошибок, а способность исправлять их — ведь творческий процесс как раз из них и состоит. Причем еще нужно помогать сотрудникам этих ошибок не бояться.

  • Понимать, что креативщикам не нужно управление в его традиционном смысле — они хорошо работают и без внешнего давления. Скорее наоборот, соблюдение инструкций, направленных на контроль их работы, будет раздражать. В креативном коллективе руководитель — не надсмотрщик, а человек, готовый помочь и поддержать.

Если не придерживаться этих правил, лучшие, скорее всего, уйдут из коллектива — творчеству нужна определенная доля свободы, здоровая и позитивная атмосфера, доверие. Авторитарный стиль управления с творческими сотрудниками не работает.

Ставьте понятные задачи и дедлайны

С одной стороны, для творчества нужна свобода. С другой — без ограничений творческого продукта тоже не бывает. Такими ограничениями в креативном процессе становятся ясно прописанные задачи. Сотрудник должен понимать, что от него хотят, как будут оценивать работу, что точно не стоит делать и чего не должно быть в результате.

Дедлайны нужны, чтобы сотрудник не откладывал задачи на потом, а мог сконцентрироваться и работать в интенсивном режиме, который тоже стимулирует творчество. Чтобы подстраховаться, разбивайте проект на подзадачи и ставьте промежуточные дедлайны, закладывая еще столько же времени на доработку и исправления. Например, опасно просить дизайнера нарисовать весь сайт через месяц. Лучше поставить маленькую задачу — нарисовать главную страницу через два дня, а после в спокойном режиме внести доработки еще за несколько дней.

Дайте сотрудникам возможность экспериментировать

В статье Harvard Business Review психолог Томас Чаморро-Премузич рекомендует сразу показать сотрудникам, что у них есть право на ошибку. Он считает, что эксперименты, которые проводят без страха ошибиться, порождают инновации. Если вы точно знаете, что что-то сработает, то это уже не творчество. Дайте понять подчиненным, что у них есть время и ресурсы на беспорядок, на возможность сделать что-то абсурдное и посмеяться над результатом. Это и есть творческая свобода.

Организуйте творческую атмосферу в офисе

Майкл Гугель, сооснователь GoCo, рекомендует создавать для творческих людей особые рабочие места. Серые офисные ячейки не способствуют креативу, поэтому пространство лучше наполнить яркими цветами и предметами.

Полезным будет добавить в помещение произведения искусства, образцы работ, сделанных вашей компанией. Купите кресла и диваны, чтобы сотрудники во время творческого процесса, размышлений, могли передвигаться по офису и чувствовали себя комфортно.

И постарайтесь работать по гибкому графику — вряд ли творческий процесс можно «включать» только по будням с 9 до 18 часов. Пусть люди занимаются своим делом тогда, когда это эффективно для них, ведь главное — отличный результат.

Узнайте больше о создании команд и управлении персоналом на нашем курсе «Организация эффективного руководства». Подробности и регистрация →

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!