Как поддержать команду в нестандартных обстоятельствах

Как поддержать команду в нестандартных обстоятельствах

Какие инструменты помогут работодателю создать атмосферу стабильности и проконтролировать уровень тревожности в коллективе
1415

Согласно данным совместного исследования сервисов «Работа.ру» и «Ясно», осенью 2022 года количество запросов от бизнеса на психологическую помощь для сотрудников выросло в 7—8 раз. Отмечается, что 52% респондентов из-за постоянного стресса не могут сконцентрироваться на работе, 35% — выполняют задачи медленнее, а 15% — принимают необдуманные решения.

По подсчетам ВОЗ, европейская экономика теряет ежегодно около 140 млн долл. из-за снижения производительности, вызванного депрессией и тревожными расстройствами. А потери мировой экономики по этим же причинам Gallup оценивает в 8,1 трлн долл. в год.

Информирование

Утаивать проблему бессмысленно, если кризисные обстоятельства очевидны для большинства сотрудников. Недостаток официальной информации может привести к стремительному распространению слухов и общему смятению.

Ситуация может стабилизироваться, если команда узнает, какие шаги запланировал работодатель для выхода из непростой ситуации, а также каковы перспективы сотрудников в этом процессе. Может быть, дела в компании не так уж и плохи, но пугающая неизвестность заставляет людей додумывать события по самым плохим сценариям. Этим легко спекулировать, чтобы разжечь панику еще сильнее.

Эмпатия

Если стало понятно, что без сокращений не обойтись, то лучше не затягивать эту процедуру, предложить сотруднику справедливую материальную компенсацию, а также помощь с дальнейшим трудоустройством. Например, организовать консультацию HR-специалиста или рекомендовать специалиста на вакансию в другой компании. Коллеги отметят, что даже в критических обстоятельствах руководство внимательно к чувствам подчиненных и заботится об их самоуважении.

Чекап лидерских качеств

По мнению специалистов, одно из важных качеств лидера — умение контролировать свои эмоции. В сложных ситуациях подчиненные эмоционально ориентируются на руководителя. Поэтому на его плечи ложится не только сохранение бизнес-компетенций команды, но и психологическая адаптация людей, которые в него верят.

Хотите узнать, как организовать процесс управления, выстроить эффективные коммуникации и контролировать выполнение своих поручений? Как объединить людей в команду и добиться высоких результатов?

Пройдите программу Русской Школы Управления «Искусство управлять собой и командой», в которой опытные преподаватели делятся секретами эффективного лидерства.

Прежде чем разговаривать с подчиненными о проблеме, лидеру необходимо выработать баланс между двумя крайностями: токсичным позитивом и жалобами на обстоятельства. С одной стороны, он не должен делать вид, что ничего не произошло, а с другой — не показывать свою неуверенность в будущем. Умение учитывать состояние сотрудников не в ущерб потребностям бизнеса поможет поддержать эффективную работу команды в трудной ситуации.

Стратегическая сессия

Известно, что первый шаг к решению проблемы — признание того, что она существует. Если четких планов выхода из кризисной ситуации пока нет, то можно организовать встречу, на которой сотрудники поделятся своими ощущениями и сомнениями, выскажут идеи, получат поддержку. Например, вместе разработать план действий по трем сценариям развития кризисной ситуации: позитивному, нейтральному и негативному. Этот подход конкретизирует размытые перспективы.

Стратегическая сессия поможет показать, что руководители и подчиненные играют в одной команде, а стресс — реакция, которой не надо стесняться.

Психологическая помощь

Инициированные и оплаченные работодателем групповые сеансы с профессиональным психотерапевтом в рабочее время помогут сотрудникам адаптироваться к переменам. Такие встречи покажут сочувствие нанимателя и его стремление вникать в проблемы работников.

Кроме того, психолог даст эффективные инструменты для управления массовым страхом. Ведь нередко панические настроения развиваются по цепной реакции.

Контроль споров

Испытывая стресс, люди часто разговаривают на повышенных тонах и с трудом контролируют эмоции. Чтобы поддерживать стабильность в коллективе, необходимо оперативно пресекать публичные громкие и острые дискуссии, травлю, дискриминацию и другие проявления нетерпимости. А уже за закрытыми дверями разобрать вместе с участниками сложившуюся ситуацию и найти оптимальное для всех решение.

Медицинская страховка

Стресс нередко приводит к появлению новых и обострению хронических заболеваний. Оформление полисов дополнительной медстраховки или расширение уже действующих программ могут повысить уровень доверия сотрудников к компании. Согласно исследованию hh.ru, 76% работодателей считают ДМС наиболее востребованной и ценной опцией социального пакета.

Гибкий график

Некоторые сотрудники остро нуждаются в перерыве, чтобы собраться с мыслями. Нескольких рабочих дней из дома или небольшого внеурочного отпуска может оказаться достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше. Справляться со стрессом многим помогает общение с близкими.

Удаленный формат работы поддержит и тех, кому трудно выставить личные границы и не поддаваться коллективной тревоге. Такой таймаут сработает эффективнее, если не требовать от сотрудников быть онлайн в нерабочее время и в выходные.

Актуализация стратегии и KPI

Многим в кризисных условиях кажутся туманными перспективы, прежние цели теряют смысл. Из-за стресса команда испытывает проблемы с мотивацией. Переориентация с глобальных ориентиров на небольшие и легко выполнимые задачи сократит горизонт планирования и поддержит ощущение контроля над рабочими процессами. Для этого можно воспользоваться методом SMART, согласно которой цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и иметь четкие сроки завершения.

Кроме того, снизить уровень стресса поможет временный отказ от столь востребованной многозадачности. Исследователь Джоэнн Дек (Dr JoAnn Deak) заметила, что выполнение нескольких проектов сразу может привести к двукратному росту сроков выполнения задачи и удвоению количества ошибок в них.

Одобрение

Сотрудники чувствуют себя увереннее, если их работа и достижения замечены коллегами и руководством. Грамотное и своевременное одобрение напоминает о полезности выполняемой работы для бизнеса или общества.

Комната для отдыха

Иногда приступ паники может охватить прямо в рабочее время. Люди прячутся в туалетах и курилках, чтобы скрыть неловкость и собраться с мыслями. Если обстановка в офисе слишком накалилась, и сотрудникам нужно побыть в одиночестве, то им можно предложить отдельное комфортное помещение для таких случаев.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!