Окно Джохари: что это такое и как его используют в бизнес-коммуникациях

Окно Джохари: что это такое и как его используют в бизнес-коммуникациях

Почему одни люди и компании могут стать успешными, а другие нет? Важнейшим критерием успешности является умение договариваться, слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения и добиваться желаемых результатов в коммуникации. В психологии существует множество практик, помогающих познать себя, а также понять поведение и реакцию окружающих и коллег. Одна из них — Окно Джохари.
2283

Техника была создана двумя американскими психологами Джозефом Лифтом и Харрингтоном Инхамом в 1955 году, от первых букв их имен как раз и образовано название. Несмотря на то, что этой практике уже почти 70 лет, она продолжает оставаться актуальной и эффективной. Еще ее называют психологической моделью самопознания или моделью личностного роста.

Содержание:

Причины успеха модели личностного роста

Техника «Окно Джохари»

Как использовать Окна Джохари в бизнес-коммуникациях

Причины успеха модели личностного роста

Окно Джохари позволяет человеку лучше понять взаимодействие его личных качеств с окружающими людьми, а также развить сильные черты своего характера. Существуют четыре причины успеха этой методики в бизнес-коммуникациях:

  1. Интеграция различных видов обратной связи. Окно Джохари дает компаниям полное представление о восприятии и мнении клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон. Это позволяет им понять, как происходит взаимодействие с бизнесом и какие изменения могут быть внесены, чтобы улучшить процессы и результаты.

  2. Идентификация области, которая требует улучшения. Путем анализа и классификации обратной связи компании смогут концентрироваться на приоритетных задачах и решать проблемы, что приводит к оптимизации бизнес-процессов и повышению конкурентоспособности. Компании также могут использовать Окно Джохари, чтобы проверить эффективность своих маркетинговых и рекламных кампаний и, если необходимо, внести корректировки.

  3. Создание и поддержка крепких отношений с клиентами и сотрудниками. Предоставляя возможность изучать ожидания и потребности своей аудитории, учитывая их мнения, компании могут улучшить сервис и позволить клиентам и сотрудникам ощущать, что они важны и участвуют в развитии бизнеса.

  4. Стимулирование инновации и поиск новых возможностей. Активное использование этой методики создает культуру проактивной работы, в которой компания постоянно стремится к улучшению и находит способы развиваться и преуспевать.

Техника «Окно Джохари»

Всю совокупность качеств любого человека можно изобразить схематично. Такая схема по своему виду всегда будет напоминать большое окно с двумя форточками. Отсюда, собственно, и происходит название техники. Она состоит из четырех квадратов, каждый из которых представляет определенную область информации о человеке. Для построения «окна» достаточно взять лист бумаги и разделить его на квадраты при помощи осей: я знаю — я не знаю; другие знают — другие не знают. В результате получается четыре сектора, у каждого из которых есть название:

  1. Открытая зона — это все, что мы открыто говорим и показываем другим людям. Это наша публичная сторона, которую мы активно представляем в обществе.

  2. Скрытая зона — то, что мы знаем о себе, но не делаем явно видимым для других. Мы можем хранить эту информацию только для себя.

  3. Слепая зона — то, что другие люди видят и знают о нас, но мы сами этого не осознаем. Это могут быть наши недостатки, которые другие замечают, но мы — нет.

  4. Неизвестная зона — это все, что никто не знает о нас, ни мы сами, ни другие люди. Это та часть нашей личности, которую мы еще не разработали или не обнаружили. 

окно джохари

Цель инструмента заключается в том, чтобы помочь расширить область, которая относится к открытой информации о нас самих и других людях. Когда большая часть данных находится в открытом секторе, возникает ясность и понимание взаимоотношений. Если большая часть в слепом секторе, возможно, человек относится к себе слишком самокритично или, напротив, обладает завышенной самооценкой. Таким образом, вы можете считать себя первоклассным специалистом или компанейской личностью, а окружение будет иметь противоположное мнение. В случае если преобладает информация тайного сектора, то человек будет вынужден постоянно подстраиваться под обстоятельства, людей, играть какую-то роль. Он будет испытывать постоянное внутреннее напряжение. Слепой сектор включает в себя все, что видят окружающие, но не замечаете вы.

Переход информации в открытый сектор проводится разным способами: от признания совершения дурных поступков до смены работодателя.

Перед началом работы с Окном Джохари нужно задать себе несколько вопросов:

  • Как я отношусь к критике?

  • Какой отклик возникает, если я вижу непонятную реакцию окружения на мое поведение?

  • Насколько часто я прошу окружающих людей дать оценку моим поступкам, достижениям?

  • Чем я руководствуюсь, когда интерпретирую свою реакцию на поведение других?

Работу над слепой зоной можно назвать наиболее сложной — иногда очень трудно признать свои недостатки и начать работать над ними. Что касается неизвестного сектора, то точно определить, что к нему относится, невозможно. К примеру, вы имеете нераскрытый талант к рисованию, или способны прекрасно водить машину, или хорошо танцуете, но пока не знаете об этом. Путем самопознания, получения новых знаний и опыта происходит выход из этой области.

окно джохари пример

Как использовать Окна Джохари в бизнес-коммуникациях

В целом эффективность техники проявляется в улучшении взаимодействия с клиентами, повышении качества продуктов и услуг, оптимизации бизнес-процессов и создании конкурентного преимущества. Эта методика помогает компаниям быть более адаптивными, реагировать на изменения рынка и строить долгосрочные успешные отношения с клиентами и сотрудниками.

Допустим, вы ведете переговоры с партнером о возможной сделке и решаете использовать Окно Джохари для более эффективного обмена информацией. Вы начинаете обсуждать с ним, какую информацию готовы раскрыть и что хотели бы узнать. В результате обе стороны осознают, что у них есть некоторые сведения, которыми они могут поделиться, а также определенная информация, которая им неизвестна. Это осознание позволяет участникам переговоров точнее понять друг друга и найти общую почву для успешного завершения сделки.

Или перед проведением совещания каждый участник может заполнить собственное Окно Джохари, указывая, какую информацию они готовы предоставить, а какую хотели бы получить от других. Затем полученные сведения обсуждаются, и участники лучше представляют, какая информация у них есть и что им еще неизвестно. Это способствует более эффективному принятию решений и помогает добиться прозрачности в коммуникации.

Многие компании в России применяют технику Окна Джохари в своих во внутрикорпоративных тестированиях и тренингах, а также бизнес-процессах — для повышения качества обслуживания. Например, Сбербанк проводит фокус-группы и интервью с клиентами, чтобы получить обратную связь и предложения по улучшению банковских услуг. Яндекс применяет Окна Джохари при разработке новых продуктов и улучшении существующих: специалисты проводят исследования рынка и тестирование среди пользователей, чтобы понять, какие функции и улучшения наиболее востребованы.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Метод является отличным способом оценить свои сильные стороны в бизнесе и коллективе, а также сформировать гармоничные отношения в команде. Создавая такую объективную картину собственных положительных и негативных черт, можно постепенно избавляться от недостатков и укреплять достоинства. И, конечно, немаловажно, что человек учится грамотно взаимодействовать с людьми.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!