Директор по маркетингу и рекламе отвечает за продвижение компании, продуктов и услуг. От него требуют, чтобы за товарами бизнеса выстраивалась очередь из заинтересованных покупателей.
Директору по маркетингу приходится одновременно управлять и техническими, и креативными специалистами, развивать эмпатию, находить уникальный подход к каждой группе подчиненных. Исполнять должностные обязанности ему сложно из-за особенностей самого маркетинга: отрасль требует от работников технических навыков для анализа статистики и прогнозирования результатов рекламных кампаний. С другой стороны, те же сотрудники должны быть креативными, придумывать увлекательные и неординарные рекламные продукты, которые запомнятся клиентам бизнеса. Кроме того, после введения санкций спрос на директоров по маркетингу в России значительно снизился: по данным совместного исследования hh.ru и Нетологии, падение год к году с марта по октябрь 2022 года в среднем составило 48%. При этом предложений от кандидатов стало в 2,7 раза больше год к году.
Содержание:
— Чем занимается директор по маркетингу
— Должностная инструкция — универсальный образец
— Сколько зарабатывает директор по маркетингу
Чем занимается директор по маркетингу
Ключевая функция — организация процесса маркетинга в компании. Нужно проанализировать, как обстоят дела с продвижением бизнеса, и понять, как эффективно действовать в конкурентной среде.
Закончив с подготовкой, начать создавать бренд компании — придумать концепцию, поставить технические задания дизайнерам, дистрибьюторам, контент-специалистам.
Наконец, запустить продвижение бренда и его продуктов, выделить нужные каналы по привлечению трафика, настроить систему аналитики, чтобы понимать эффективность каждого рекламного креатива.
Директору по маркетингу нужно разбираться в современных технологиях рекламного рынка, понимать, как устроена психология потребителя, отслеживать тенденции и учитывать специфику продвижения продуктов в современных сбытовых каналах.
Должностная инструкция — универсальный образец
В должностной инструкции директора по маркетингу содержатся сотни пунктов — от управления блоком прогнозов и аналитики до отслеживания результатов кампании по продвижению продукта и оценки эффективности креативных и технических специалистов. Это универсальные пункты:
- Руководство сбором предварительных маркетинговых данных и анализом конкурентной среды.
- Составление портретов целевой аудитории продуктов компании.
- Разработка маркетинговой стратегии — сбор данных и пожеланий от внутренних заказчиков, выявление оптимальных каналов продвижения, оптимизация каналов в зависимости от особенностей продукта.
- Создание стандартов планирования деятельности, подготовка инструкций для персонала.
- Оперативный контроль за работой подчиненных отделов.
- Разработка системы обмена информацией с отделом продаж.
- Создание системы требований к сотрудникам на разных должностях, взаимодействие с HR для постановки задач по подбору персонала.
- Разработка требований к внешним подрядчикам, подготовка тендерной документации.
- Внедрение сквозной аналитики для понимания, как каждое действие с продвижением отражается на финансовой стороне бизнеса.
- Генерация идей для маркетинговой стратегии, разработка акций и кампаний, направленных на рост оборота.
- Создание стратегии PR-присутствия компании и ее руководителей. Разработка личного бренда для внутренних заказчиков.
- Поиск новых направлений для маркетинга, расширение направления.
- Отчет перед гендиректором и учредителями об эффективности маркетингового направления.
В чем нужно разбираться
Современный директор по маркетингу и рекламе обладает большим набором компетенций. Даже если компания не использует все направления маркетинга, директору нужно понимать их особенности — чтобы составить оптимальную стратегию продвижения продуктов и бренда. Вот в каких направлениях нужно разбираться.
- Сегментация целевой аудитории. Понимание особенностей рынка, умение выявить ключевые отличия конкретного рынка от других в отрасли.
- Позиционирование компании на рынке, особенности брендинга.
- Организационная структура и иерархия в маркетинговом отделе. Особенности формирования структуры в зависимости от продукта и компании.
- CRM-маркетинг — внедрение, использование, аналитика результатов и оптимизация воронки привлечения.
- Построение юнит-экономики, связь продаж с маркетингом.
- Анализ конкурентной среды и оппонентов на рынке.
- Проведение глубинных интервью, использование тайных покупателей. Customer Development.
- Построение Customer Journey Map, использование A/B-тестирования для аналитики маркетинговых кампаний.
- Медиапланирование, оценка эффективности каналов продвижения.
- Система мотивации для маркетинговых специалистов.
- Бюджетирование затраты, составление финансовой модели направления маркетинга, внедрение сквозной аналитики.
- Создание бренда, его визуальной идентичности. Понимание правовых особенностей регистрации бренда.
- Повышение интереса к бренду, инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- Генерация идей. Знание инструментов креативного мозгового штурма.
- Создание и продвижение личного бренда, понимание контент-маркетинга.
- SMM-маркетинг — как работает, в чем особенности коммуникации с аудиторией.
- Управление ассортиментом компании, работа с категорийными менеджерами.
- BTL и ATL-компании.
Смотрите также: Как выстроить стратегию продвижения
Сколько зарабатывает директор по маркетингу
Зарплата директора по маркетингу, как правило, зависит от размера компании — чем больше организация, тем больше ответственности предлагают такому топ-менеджеру. А значит, тем выше будет оплата труда.
По данным Trud.com, средняя зарплата директора по маркетингу и рекламе в России составляет 114 823 руб. В Москве — 132 560 руб. Важно понимать, что во многих вакансиях не раскрывается размер оплаты труда, поэтому эти данные не попадают в аналитику. Плюс зарплата обычно выстраивается из «твердого» оклада и премии, которая зависит от оборота.
Например, в Москве, по данным HH.ru, на момент написания статьи искали 121 директора с зарплатой выше 290 000 руб.