Понятия цифровизации и цифровой трансформации обучения пока что путают между собой. Из-за этого может возникать недопонимание устройства учебного процесса и гипертрофированные ожидания у его участников. В этой статье разберемся, в чем различия между этими понятиями, и посмотрим на примере Русской Школы Управления, как происходит эта трансформация.
— Определение и признаки цифровизации процесса обучения
— Цифровизация и цифровая трансформация
— Пройти путь к цифровизации: пример РШУ
— Робот и человек: будет ли один победитель
Определение и признаки цифровизации процесса обучения
Цифровизация процесса обучения — это использование цифровых инструментов и инновационных технологий в организации и поддержке процесса передачи знаний от носителя к пользователю с целью достижения последним прогнозируемого образовательного результата. Это понятие чаще всего путают с онлайн-образованием, но оно гораздо шире, так как затрагивает все бизнес-процессы образовательного проекта или платформы.
Главными признаками высокого уровня цифровизации компании и принадлежности ее рынку EdTech являются:
-
Высокий уровень компетенций и навыков сотрудников при использовании ими в работе цифрового инструментария.
-
Умение компании управлять техническим долгом, то есть плановой переработкой кода с целью его улучшения.
-
Наличие системы корректной агрегации данных.
-
Правильно спроектированная архитектура обмена данными между модулями корпоративной системы.
-
Наличие цифровых сервисов управления бизнес-процессами компании.
-
Высокая степень защиты персональных данных.
-
Поддержка системой высокой нагрузки.
-
Облачное хранилище данных.
-
Наличие системы управления компанией на основе анализа данных.
-
Наличие омниканальной системы коммуникации с клиентами.
-
Наличие системы аналитики и визуализации данных.
Как видно из этого списка, цифровизация помогает организации наращивать свое присутствие в виртуальной и реальной жизни ее клиентов и пользователей. При этом остается еще один актуальный вопрос, который мы рассмотрим дальше.
Цифровизация и цифровая трансформация
Эти понятия следует четко разграничивать, что дальше будет сделано на примере РШУ. Я проиллюстрирую каждое цитатами. Первая — про настоящее Русской Школы Управления, вторая — про будущее.
«Чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее».Это парадоксальное высказывание математика Льюиса Кэрролла как нельзя лучше иллюстрирует понятие цифровизации, ведь это реинжиниринг бизнес-процессов компании, их ускорение, с целью увеличения выручки и снижения издержек. Как следствие, увеличения прибыли, дальнейшего развития и опережения конкурентов.
Главным преимуществом цифровизации образования для клиентов в наше время становится удобство сервиса и быстрая доставка образовательного продукта пользователю, который поможет ему решить любую бизнес-задачу. Вторым преимуществом является возможность учиться в любое удобное время, с любого носителя, в любом удобном формате — синхронном, асинхронном и очном. В сервисе РШУ реализованы все эти возможности.
«Пусть человек всегда будет гибок, как тростник, а не тверд, как кедр».Эта древнееврейская мудрость вполне применима не только к человеку, но и к плодам рук его, то есть к бизнесу. Цифровая трансформация делает последний гибким, способным в нестабильной рыночной ситуации оперативно изменить свою бизнес-модель и выйти на новые рынки сбыта, получить дополнительные источники дохода.
Изменение бизнес-модели и создание новой ценности для клиентов становятся возможными благодаря цифровой трансформации. Русской Школе Управления она дает много возможностей для диверсификации своей бизнес-модели:
-
Платформа-агрегатор по доставке знания от экспертов по требованию клиента.
-
Платформа с доступом к базе знаний по подписке.
-
Платформа с проектированием индивидуального трека обучения по заказу клиента.
Идей много. От их реализации в первую очередь выиграет пользователь. Он главный выгодоприобретатель цифровой трансформации. Помним: когда выигрывает пользователь, неизбежно выигрывает бизнес.
Далее посмотрим, как эти понятия внедряются в реальности.
Пройти путь к цифровизации: пример РШУ
Решение о запуске проекта цифровой трансформации бизнеса Русской Школы Управления было принято собственником компании Анастасией Николаевной Боровской в августе 2022 года. Одной из причин стали последствия пандемии коронавируса, когда пришлось спешно перестраивать свои бизнес-процессы, чтобы обеспечить потребности клиентов, среди которых много крупных государственных компаний, в качественном цифровом клиентском сервисе, но с обязательным сохранением традиций классического бизнес-образования, у истоков которого стояла РШУ.
Нашими постоянными клиентами являются крупные компании — представители строительного, нефтегазового, сельскохозяйственного и других секторов экономики Российской Федерации. Их привлекает в первую очередь качество образовательных программ и возможность выстроить программу по запросу клиента под любые задачи бизнеса.
Спектр востребованных образовательных программ достаточно широк, так как в основе всех треков обучения лежит, разработанная методистами Русской Школы Управления, матрица образовательных модулей, из которых можно составить любую программу: от управления финансами до управления клиентами и персоналом. Фактически программы охватывают все бизнес-задачи, которые требуется решить в своей повседневной практике заказчику.
Основу матрицы составляют более 200 модулей, которые можно компоновать в зависимости от запроса клиента в индивидуальный трек обучения. При этом клиентам через платформу РШУ доступно более 1000 готовых курсов и программ, включая MBA.
Сейчас в Русской Школе Управления оцифрованы практически все ключевые бизнес-процессы:
-
В первую очередь изменения коснулись сфер маркетинга, продаж и сопровождения процесса обучения.
-
Системы управления клиентами (CRM) и процессом обучения (LMS) — кастомные, то есть код был разработан по техническому заданию РШУ и является уникальным.
-
За аналитику отвечает интегрированный в корпоративную систему сервис Roistat.
-
Весь трафик сайта Русской Школы Управления был переразмечен, чтобы добиться корректной агрегации данных по каждому клиенту Школы. Мы знаем о нашем клиенте практически все и детально анализируем его пользовательский опыт.
-
С мая 2023 года была запущена большая программа разработки и интеграции роботов, которые станут помогать сотрудникам департаментов маркетинга, продаж и сопровождения работать с клиентами. Это означает, что мы создадим успешный микс из живых людей и роботов для работы с клиентами, таким образом ускорив наши бизнес-процессы с сохранением искренней человеческой дружелюбности.
Результаты говорят сами за себя — главным следствием всех процессов цифровизации является устойчивый рост выручки компании.
Робот и человек: будет ли один победитель
Мы живем в эпоху скачкообразного развития нейросетей. Это и возможности, но и угрозы одновременно. Эти изменения коснутся всей сферы образования. Уже сейчас искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы знаний в любой области и выдавать человеку нужный результат в сжатом и удобном для использования виде. Нейросеть может помочь человеку «собрать» курс — оператор, который умеет правильно сформулировать запрос к ИИ, то есть написать промт, может заменить многие профессии в сфере EdTech.
Таким образом, тренд на снижение роли человека в процессе обучения и замене его на искусственный интеллект неизбежен. Но при этом ничто не заменит главную способность человека к эмпатии и творчеству. Искусственный интеллект трудно будет превзойти в создании формы, но содержание образовательного контента останется за человеком, потому что любое знание основывается на эмпирическом опыте, который передается от человека к человеку. Машина может помочь только сохранить это знание в нужной и удобной форме и сделать способы доставки контента более быстрыми.
Этот тренд будет нарастать до тех пор, пока мозг человека через нейроинтерфейс не окажется напрямую подключен к машине, то есть произойдет синергия возможностей мозга человека и машины, помноженная на скорость обработки машиной больших объемов информации в кратчайшую единицу времени. Это слияние, особенно с квантовыми компьютерами, создаст новый тип человека, который будет получать любой объем нужной информации в моменте и использовать ее для дальнейшей эволюции рода человеческого. Но свое главное отличие от машины человек сохранит, так как будет «собирать знание учением, а в познаваемое проникать сомнением».