8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Делегирование: советы начинающему руководителю

Делегирование: советы начинающему руководителю

Как развить этот навык, чтобы добиваться результатов от подчиненных. Пять типов задач, которые менеджеру лучше выполнить самостоятельно.
6279

Делегирование — один из ключевых навыков успешного руководителя и предпринимателя. Исследование Gallup показало, что менеджеры, которые постоянно делегируют задачи, генерируют на 33% больше выручки, по сравнению с теми, кто практикует самостоятельное выполнение задач. Кроме прибыли, делегирование снижает уровень стресса в команде, увеличивает мотивацию и удовлетворенность сотрудников.

Рассказываем, как начинающему менеджеру научиться делегировать задачи своим сотрудникам и разобраться, что можно, а что не следует им передавать.

Что нельзя делегировать

Бизнес-тренер Олег Гамазин рекомендуют начинающим руководителям четко разграничить направления, которые стоит делегировать, и которыми нужно заниматься самостоятельно. Например, можно задавать себе вопрос: точно ли эту задачу стоит сделать именно мне? Если ответ отрицательный, то задачу лучше поручить подчиненным.

Есть направления, которые точно не стоит делегировать:

  1. Стратегические решения.

  2. Постановку целей.

  3. Мотивацию сотрудников.

  4. Задачи, которые помогают руководителю развиваться самому.

  5. Задачи особой важности, высокой степени риска или конфиденциальные.

Передавать стоит разные задачи. Например, хорошо поддаются делегированию простые дела, которые приходится выполнять постоянно — создаете систему, разрабатываете инструкции, назначаете сотрудника и затем контролируете результат.

Делегировать можно и сложные задачи, для решения которых у руководителя нет компетенций — для этого следует привлекать подрядчиков, сторонних экспертов, или нанимать подходящего специалиста.

Олег Гамазин, бизнес-тренер, преподаватель РШУ:

«Я довольно долго сам занимался разработкой и описанием процесса производства рекламных проектов в своем рекламном агентстве. Потратил на это кучу времени и сил. Когда же полностью передал эту задачу креативному директору, то высвободил свое время на задачи по стратегическому развитию компании. В итоге все стало лучше — я получил качественный бизнес-процесс, за который отвечает креативный директор, и свободное время на собственное развитие».

Делегируйте рутину

Делегирование — это назначение задач своим сотрудникам. Иногда термин воспринимают шире, до передачи задач не только сотрудникам, но и внешним подрядчикам или коллегам в целом.

Директор и основатель брендингового агентства «Логомашина» Роман Горбачев рекомендует молодым руководителям в первую очередь делегировать рутинные задачи. Причем важно понимать, что если задача менеджером воспринимается как простая, то это не значит, что сотруднику тоже не представляет труда ее выполнить. Роман считает, что такие задачи для стажеров или линейных работников будут вызовом, помогут им развиваться.

Роман Горбачев, директор и основатель брендингового агентства «Логомашина»:

«Для руководителя встреча с клиентом — рутина, а для дизайнера проекта — ответственность и возможность получить новые скилы. Выполняя топовые задачи, сотрудники берут на себя ответственность, совершают ошибки, обретают новый опыт и растут. Если не делегировать свои обязанности подчиненным, не получится развивать коллектив и бизнес. Придется постоянно тянуть все дела только на себе, а это грозит выгоранием и стагнацией бизнеса, потому что делать что-то новое, сил не будет».

Настройте систему обратной связи

Делегирование — не просто передача задач, а процесс достижения результата, создание системы, в которой руководитель отдает часть работы, которую сотрудник выполняет, не отвлекая менеджера. Но добиться автономной системы с первого раза не выйдет — нужно, чтобы подчиненные привыкли к задачам, поняли их смысл и разобрались в процессах. Поэтому руководители создают систему обратной связи, чтобы показать коллегам, что они делают правильно, а что нет.

89% специалистов по персоналу считают, что постоянная обратная связь и проверки результатов работы являются залогом успеха. По данным исследования Salesforce, сотрудники, которые знают, что получат ответ на свои предложения, чувствуют себя увереннее и чаще понимают, как решить задачи лучшим образом. Регулярная обратная связь от руководителя не только повышает мотивацию, но и помогает удержать сотрудников.

Олег Гамазин, бизнес-тренер, преподаватель РШУ:

«Руководителю важно поскорее понять, что не стоит быть перфекционистом и пытаться делать все самостоятельно. Важнее составить список дел, функций, проектов, которые можно делегировать — и отдать их сотрудникам. Так сотрудники быстрее научатся новому, станут профессиональнее, станут ответственными. Это поможет развивать компанию, это выгодно в долгосрочной перспективе».

Уважайте подчиненных

Уважительное отношение — это не просто моральная составляющая комфортной работы с коллективом. Оно оказывает прямое влияние на бизнес-показатели компании. Например, сотрудники, которые чувствуют уважительное отношение руководителя, на 63% больше удовлетворены своей работой, на 55% больше вовлечены в процессы компании. А вероятность, что сотрудник не будет искать другое место работы и не уйдет из компании при первом же хорошем предложении, повышается на 110%.

Под уважительным отношением руководителя обычно понимают развитый эмоциональный интеллект, навыки эмпатии, умение менеджера держать себя в руках и не срывать злость на сотрудниках. Задача руководителя во время делегирования задач — не просто поставить цель и убедиться, что у сотрудника есть ресурсы для ее достижения. Нужно еще создать чувство безопасности, дать сотруднику уверенность, что он может выполнить задачу. Показать, что руководитель с уважением относится к его квалификации и возможностям.

Управленческий практикум: постановка задач, делегирование, проведение совещаний

Как вести за собой команду, мотивировать и внедрять непопулярные решения, заработать авторитет в коллективе? Курс Русской Школы Управления поможет определить, к какому типу руководителя вы принадлежите — лидер или грамотный менеджер. На примерах вы рассмотрите, какие решения принимают лидеры коллектива и как эффективно распределяют ресурсы и идут к цели грамотные менеджеры.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!