Продолжение статьи о принципах конкурентной разведки. В заключительной части мы подробно рассматриваем этапы разведывательной бизнес-операции.
Этап 1: Постановка задачи и планирование операции
Первый этап — важная часть разведывательного цикла, от которой зависит успех. Планирование поможет избежать лишних затрат, потому что бессистемный сбор информации требует времени и денег, но не дает ответы для конкретных задач. На стадии сбора данных и планирования нужно:
-
Правильно сформулировать задачу.
-
Оценить трудоемкость предстоящей работы.
-
Выявить требуемые информационные источники.
-
Определить сроки и стоимость выполнения работы.
-
Подобрать команду исполнителей.
Уже на этом этапе нужно хорошо понимать требования заказчика (обычно это руководитель компании), включая требование выполнения задач в строго установленные сроки. Определить, какие данные нужны руководству. Подразделение деловой разведки, которое не обеспечивает руководство оперативной ценной информацией, никому не нужно.
Разработайте план сбора информации (ограничьте ее объем) и анализа — оценки имеющихся и необходимых ресурсов. План должен учитывать непредвиденные обстоятельства с применением чрезвычайных мер. Определите, какие методы анализа будут использоваться.
После составления плана обсудите его с заказчиком. Убедитесь, что полученная информация сможет удовлетворить его потребности. Определите, какие данные вы сможете получить, а какие — нет при имеющихся ресурсах и времени. Обсудите действия подразделения, сроки и стоимость заказа. Одобренный план зафиксируйте письменно, не бойтесь вносить дополнения.
Если не хватает исходной информации
Иногда руководители используют свою службу разведки «втемную» и не дают всю исходную информацию. Это приводит к таким последствиям:
-
Увеличение расходов.
-
Риск попасть под ответный удар криминальных структур, государственных органов.
-
Вероятность упустить важную информацию из-за непонимания истинной цели.
Запрашивайте максимально полную информацию при получении запроса, держите заказчика в курсе происходящего и спрашивайте его обо всех изменениях ситуации.
Технология взаимодействия с заказчиком
Пять важных аспектов, на которые нужно обратить внимание при подготовке:
-
Максимальная конкретность в постановке вопросов. От ответов зависит объем потраченных ресурсов и контроль выполнения задачи.
-
Понимание выполнимости задачи, пределы и полномочия.
-
Реальные сроки. Составьте план мероприятий, выявите источники и обеспечьте взаимодействие с ними. Соберите и обработайте информацию, проверьте результаты и подготовьте отчет.
-
Перспективность (или общее представление о ситуации, проблеме). Точность всегда требует значительных ресурсов и сроков, перспективность выявляется значительно быстрее и дешевле. Понимание перспективности задания позволяет принимать обоснованные и правильные решения.
-
Обратная связь от заказчика.
Как помочь руководителю компании определить задание для службы бизнес-разведки
Разработайте и утвердите у заказчика программу действий. Она будет зависеть от предоставляемых заказчиком финансовых ресурсов, потенциальных возможностей подразделений бизнес-разведки и ограничений по времени. Структура программы:
-
Объем информации, которую нужно добыть.
-
Возможные информационные источники.
-
Критерии выбора информации и информационных источников.
-
Команда исполнителей.
-
Сроки выполнения этапов.
-
Стоимость работы.
-
Критерии выполнения работы.
-
Ответственность сторон.
Определение фактических потребностей заказчика в разведывательной информации — важнейшая задача на этом этапе. Кроме того, не забудьте провести аудит на отсутствие криминальных и противоправных действий. В отечественных реалиях случается, что руководитель требует собрать сведения о сотруднике или конкуренте любыми способами. Он хочет знать, о чем он говорит по телефону, с кем ходит в баню и вообще, требует установить круглосуточное наблюдение. Объясните заказчику, что такие действия находятся за рамками правового поля и не входят в полномочия службы деловой разведки.
Структура и функции бизнес-разведки
- Координационное подразделение (общее управление).
- Добывающее подразделение.
- Обрабатывающее подразделение.
- Подразделение обеспечения.
Этап 2: Сбор информации
Информацию собирают по трем основным направлениям (модулям): информация для принятия стратегических решений, разведывательная информация «раннего предупреждения» и информация об основных игроках рынка (так называемые профили компаний: конкурентов, поставщиков, партнеров).
План беседы с источником информации
Пример планирования беседы, например, с консультантом компании, который предположительно знает нужную информацию, может выглядеть так:
-
Цель (что хотим получить).
-
Объект (с кем будем общаться).
-
Где, когда планируется мероприятие, какая будет обстановка.
-
Используемая легенда: как представиться, какую цель получения информации предложить объекту.
-
Вопросы, которые можно задавать напрямую.
-
Косвенные вопросы.
План беседы дополняется подробностями и возможными действиями сотрудника, если разговор пойдет незапланированным путем.
При подготовке к разговору с потенциальным источником информации нужно также проработать такие вопросы:
-
Идентификация объекта имя, паспортные данные, прописка, увлечения и пристрастия, отношение к событиям, фактам, людям, связи с организациями, образование и культурный уровень, язык общения и разговорчивость.
-
Способы подхода к объекту (легендирование). Зависят от особенностей информации, которую вы хотите получить, особенностей вашего визави, планов по дальнейшему взаимодействию с объектом.
-
Общий ход беседы: определите удобную схему вопросов-ответов, последовательность смены тем. Часто все идет не по плану, нужно готовиться и к этому.
-
Способы подхода к интересующей теме: обычно люди запоминают моменты входа и выхода из беседы. Поэтому ненавязчивый интерес к предмету должен проявиться в середине разговора.
-
Способы возврата к интересующей теме.
-
Способы выхода из беседы.
Особенности восприятия информации:
- Избирательность (видим лишь то, что способны понять, с чем сталкивались раньше).
- Настрой на определенную информацию (мы открыты для той информации, на которую настроены).
- Привязка к авторитетам (значимость некоторых людей, информация от которых будет считаться достоверной).
- Мнимая скрытность получения (подслушанная информация кажется более достоверной).
Источники информации для бизнес-разведки
Эксперты деловой разведки выделяют три основных источника информации:
-
Человек. Является носителем информации (первичной, вторичной или дезинформации) сам по себе, может выступать генератором (источником) информации или ее ретранслятором.
-
Документ. Информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, зафиксированная на носителе.
-
Предметно-вещественная среда. То, что нас окружает, мир без людей и документов (например, опытный образец конкурентного товара).
Источниками данных могут стать открыто публикуемые документы (СМИ, интернет, книги, журналы), труднодоступные документы (результаты маркетинговых исследований, малотиражные сборники конференций, внутренние отчеты компании), сведения, полученные в результате опросов, посещения выставок, презентаций, наблюдения, консалтинговые компании, оказывающие услуги в сфере бизнес-разведки.
Необязательно использовать нелегальные методы, например, подслушивание, если можно просто прийти на выступление руководителя компании-конкурента.
Информационные ресурсы (внешние источники данных)
Для получения деловой разведывательной информации также используют:
-
СМИ, интернет.
-
Отечественные профессиональные базы данных (Интегрум, РБК, Финмаркет, AK&M).
-
Зарубежные профессиональные базы данных (Lexis-Nexis, D&B).
-
Патенты, рекламу, материалы выставок, научно-техническую литературу).
Методы сбора информации
Пять основных методов сбора разведывательной информации:
-
Кабинетные легкодоступные: интернет, базы данных, книги,СМИ, информация от госорганов или предоставленная самой компанией, патенты, реклама, пресс-релизы.
-
Кабинетные труднодоступные: телефонные беседы, использование труднодоступных документов, документация на иностранных языках.
-
Полевые методы: визуальное наблюдение, прослушивание, анализ слухов и мнений, опросы, интервью, посещение выставок, презентаций. Например, сотрудники на выставке разбиваются на группы, каждая из которых подходит к нужному стенду и задает свои вопросы. Анализируя собранную информацию, можно сделать выводы о характеристиках товара, о которых напрямую конкурентам бы не рассказали.
-
Оперативные методы: получение информации через сотрудников компании (в том числе, уволившихся с помощью подставных кадровых агентств, собеседований), от контрагентов, арендодателей, через инициирование судебных процессов (через адвокатские запросы), через миноритарных акционеров лично или по доверенности (миноритарные акционеры имеют менее 1% акций, но получают доступ к широкому спектру информации о предприятии, участвуют в собрании акционеров, могут делать запросы как акционеры).
Другие методы опираются на человеческий фактор: например, выведывание. Оперативные методы бывают агентурными (агент — тот, кто получает плату за систематическое выполнение заданий в интересах заказчика; агентами могут стать завербованные или внедренные сотрудники). Или экспертными: можно взаимодействовать с теми, кто владеет информацией по отрасли и вести с ними залегендированную беседу, например, провести журналистское интервью. -
Методы получения информации из других организаций, например, от информационно-аналитических компаний, через детективное агентство, через звонок знакомому из правоохранительных органов, из банка.
В любом случае информацию нужно проверять на достоверность и качество. После этого составляют информационную матрицу, в которой каждый факт рассматривают с точки зрения достоверности и объективности. Каждый способ получения имеет свои достоинства и недостатки.
Этап 3: Анализ информации
Это самый ответственный этап деловой разведки, на котором из разрозненных сведений получают единую картину. Анализ позволяет сконцентрировать внимание руководителя или собственника на действительно важных данных.
Методы анализа
-
Количественные: статистические, финансовые, математического моделирования.
-
Качественные: метод пяти сил Майкла Портера (анализ конкурентной среды), SWOT-анализ, сети связей, контент-анализ, анализ визуальных наблюдений, экспертные («лицом к лицу», метод комиссий, «судебного процесса», «мозговая атака», «ситуационного анализа», метод Делфи), ситуационные (игровые).
Этап 4: Представление результатов
На этом этапе подготовленные аналитические материалы передаются заказчику в наиболее удобной для него форме. К моменту принятия решения эти данные должны оставаться актуальными.
Критерии качества отчета
Отчет службы бизнес-разведки должен отвечать критериям:
-
Соответствие потребностям руководства.
-
Конкретность.
-
Строгое соблюдение сроков выполнения работы.
-
Доверие руководства компании.
-
Правильная форма (информационная справка, устный доклад, аналитический отчет, аналитическая справка или записка, аналитические обзоры стратегического характера по проблематике компании — ежеквартальные и ежегодные, деловая игра, ситуационные центры).
-
Соответствие особенностям восприятия руководителя компании. Выводы должны занимать максимум полторы страницы текста. Часто результаты представляются в виде «дерева решений» в формате: «решение — такие-то риски и последствия».
В условиях информационной перегрузки служба разведки должна выделять главное в потоке данных, то, что нужно руководителю для принятия решения.
Материал подготовлен на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления Сергея Барбашева, эксперта-консультанта по вопросам безопасности бизнеса, профессионального аналитика.
Развивайте компетенции по корпоративной безопасности
вместе с нашими экспертами! Узнать подробности.