^

Комментарий эксперта РШУ в журнале «Босс»

26.06.2015 Комментарий эксперта РШУ в журнале «Босс»

Комментирует руководитель направления «Недвижимость. Строительство. ЖКХ» РШУ Виталий Субботин: «После получения сверхприбылей в конце 2014 года, в связи с массовым вложением свободных денежных средств в недвижимость на фоне резкого роста пары евро/доллар, строительная отрасль России испытывает сильное падение спроса.

Стоимость квадратного метра на жилые и нежилые помещения медленно поползла вниз, не отстает и аренда. Но если на арендном рынке цена более эластична, то новое строительство требует ресурсов, которые дорожают также быстро, как и валюта.

Конечно, можно говорить об импортзамещении, использовании отечественных материалов, но на все это нужно некоторое время, чтобы отрасль перестроилась (ведь раньше импортное было иногда покупать если не дешевле, то столько же по цене и конечно выбор падал на более качественные импортные товары и материалы). А если мы говорим о машинах и механизмах задействованных в строительстве, то здесь разрыв просто огромный, и замену найти строители вряд ли смогут.

В таких рыночных условиях выводы крайне банальны и действовать все будут в одном ключе, чтобы выжить: снижать издержки и увеличивать прибыль. Про снижение издержек: да, здесь есть огромный потенциал и эффективность нашего строительного сектора оставляет желать лучшего. Не хватает компетенций, грамотного управления проектами и ресурсами. Да и технологии, применяемые как на Западе, так и на Востоке для нас во многом недоступны, хотя мы навёрстываем - пусть и не семимильными шагами.

Про рост прибыли, которая норовит упасть: и тут строители вместо того, чтобы строить качественнее и дешевле, к сожалению, ищут выход в поддержке государства. Поддержка ипотечного кредитования госсубсидиями - единственно грамотный, на мой взгляд, выход, который позволит, с одной стороны, удерживать спрос, а с другой сохранить компании, которые успешно строят и готовы предлагать качественное жилье, недвижимость.

Многие перешли в эконом-сегмент, при этом уровень архитектурной концепции и территориального расположения намного выше, чем был до кризиса. Потребителя нужно чем-то заинтересовать, вот и придумывают дополнительные плюсы для потребителей: паркинг бесплатно, ремонт квартиры бесплатно, отдых за границей бесплатно и так далее.
Многие рецепты были найдены в кризис 2008-09 годы, сейчас применяют наработанное. Наверняка будут удивлять и чем-то новым».