8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Максим Поташев: «Я отношусь к себе с большой иронией»

31 мая 2009

Максим, Вы знакомы огромной аудитории, благодаря популярной игре «Что? Где? Когда?» Музыкальный отрывок, звучащий в передаче, гласит: «Что наша жизнь? Игра»! Да и современные психологи советуют проживать нашу жизнь, играя, т.е. относиться к жизни как игре. Что скажете на это?

Я, к сожалению, не знаю, что есть наша жизнь, нет у меня ответа на этот вопрос. Я пару раз задумывался, но ни к чему хорошему это  не привело. С тех пор стараюсь не задумываться. Поэтому не знаю, может быть игра, а, может что-то ещё.

В любой игре есть те, кто выигрывает, и тот, кто проигрывает...

Не всегда. Игры бывают разные. Бывают такие, в которых нет победителей, и такие,  в которых нет проигравших, по-разному.

Это не тот момент, когда побеждает дружба?

Бывает и так, но редко.

А лично Вам проигрывать приходилось? Не в игре, а в жизни?

Часто. И в жизни, и в игре. Без этого не бывает.

А как относитесь к этому?

Ну...   (задумывается)   отношусь примерно следующим образом:  окончательное поражение –  это смерть. Любое другое поражение – не окончательное, просто начало новой жизни.

Значит, всё-таки в жизни есть элементы, присущие играм.

Да, разумеется.

А если говорить о принятии решений – и в жизни, и в игре, то, кроме сжатых сроков, есть какие-то существенные различия?

Различия принципиальные, заключаются в том, что в «Что? Где? Когда?» известно заранее, что правильный ответ существует, а в жизни, опять же, бывает по-разному. Иногда бывает и так, что и нет правильного ответа, а иногда – что их несколько. Поэтому принимать решения в жизни, конечно, сложнее.

А любите подводить итоги: в профессиональном плане, личном? С чем пришёл к какой-то дате? Что сделал?

Нет, не люблю. Был такой известный математик Эвари́ст Галуа́, которого в 19 лет убили на дуэли. Но он к тому времени уже успел совершить открытия, которые остались в истории. Так вот, зная о его существовании, подведение итогов становится очень грустным делом. Потому что любой из нас, по сравнению с Галуа, очень сильно проигрывает. Поэтому лучше этим не заморачиваться.

Насколько вы подвержены исканиям, увлечениям, смены деятельности? Легко вас увлечь?

Увлечь меня достаточно сложно. Но если что-то увлекает – то да, увлекаюсь. И довольно сильно, что в моей жизни случалось уже неоднократно.

Это касается профессиональной деятельности?

Да, в том числе.

А самокритичность присуща вам?

Да, безусловно. А отношусь к себе с большой иронией,  в-общем.

Игра для Вас, как говорили, это удовольствие, а работа есть работа. Ранее Вы занимались бизнес-аналитикой в лаборатории Касперского,  маркетингом в компании «Росгосстрах». Чем заняты сейчас?

Бизнес-аналитика и маркетинг – вещи очень тесно связанные, я бы их даже не разделял.

Сейчас занят двумя новыми бизнесами. Один из них – консалтинговая компания  «R&P Consulting». Он создан сравнительно недавно, с начала этого года, и, тем не менее, за прошедшее время достаточно неплохо продвинулся. Сделали несколько проектов, есть стоящие в очереди клиенты. Так что этот бизнес потихоньку развивается. Второй бизнес – это клуб, который был открыт в середине прошлого года. Называется «Центральный клуб интеллектуального спорта». Я являюсь одним из его учредителей. Клуб, это первая такая попытка в России, объединяющий в одних стенах все интеллектуальные виды спорта – от покера и шахмат до нард, ну и «Что? Где? Когда?» в том числе. Также там работает ресторан. Попробовали сделать такой уютный дом для игроков в разные интеллектуальные виды спорта. Пока вроде получается.

Выходит, что игра – это такой пролонгированный интерес в вашей жизни. Рискну предположить, что второй бизнес более интересен для вас?

Нет, я бы не сказал. Мне интересна любая деятельность, которая может приносить  реальные плоды, и в которой я вижу, что я могу что-то реально сделать.

Получается, Вам нужна обязательная отдача от любого действия. Так?

Безусловно.

Одной из ключевых проблем компаний, существующих на рынке, Вы называете неумение продавать.

Не всё так просто, но продажи – это существенная часть любого бизнеса и мы знаем, как их улучшить, и это не единственное, чем  мы занимаемся, и не единственная проблема, которая  сегодня стоит перед компаниями. В первую очередь, мы делаем акцент на анализе целевых аудиторий, маркетинговой активности компаний и эффективности её маркетинговых бюджетов, на каналах продаж и их активизации,  клиентском обслуживании, что является очень существенным сейчас. Мы активно развиваем эти направления во всех крупных компаниях. Вот, пожалуй, такой набор.

Всё начинается с аналитики?

Аналитика лежит в основе любого консалтинга. Но дальше используется большой практический опыт и детальное понимание специфики различных бизнесов, которые работают на российском рынке.

Как Вы считаете, если в прежние,  благополучные времена, в компаниях были проблемы с организацией продаж, смогут ли они сейчас научиться этому?

Да, смогут. Другой вопрос, что мы не волшебники и не гарантируем результата в 100 % случаев, много зависит от самой компании, с которой приходится работать, от их желания меняться, желании действовать разумно и эффективно. Если такое желание есть, то всегда можно добиться если не абсолютных результатов, то заметных сдвигов к лучшему.

Бытует мнение, что кризис такую компанию вообще сломает. Поэтому учёба конкретно для них может подождать.

Категорически с этим не согласен, наоборот, кризис – очень хорошее время для развития новых бизнесов и новых направлений существующих бизнесов. И, в-общем,  общемировая наука эту точку зрения подтверждает, что именно в кризис создаются большие заделы на будущее.

А своей профессиональной деятельностью Вы всегда удовлетворены?

Нет, я вообще не склонен быть удовлетворённым самим собой, стараюсь жить и работать так, чтобы стыдно не было.

А что для Вас участие вот в таких образовательных мероприятиях, как в «Русской Школе Управления»? Жажда педагогической деятельности или что-то другое?

Я свою жажду педагогической деятельности реализовал много лет назад, когда преподавал. Я считаю, что это очень полезно, с точки зрения верификации собственных представлений о бизнесе. Потому что, читая лекции в бизнес-школах, приходится общаться с людьми, занимающихся конкретным делом, где обычно присутствует много людей из регионов, что тоже очень важно, и, собственно, по их реакции, по их вопросам, по их соображениям, часто удаётся и в собственные соображения вносить полезные коррективы.

Таким образом, получается взаимообогащающий процесс?

Именно поэтому мы стараемся сводить всё не к лекции, а какому-то разговору, обмену мнениями, который полезен и более эффективен для всех участников процесса.

А в своей жизни Вы чётко всё планируете или есть место спонтанности?

Есть, есть. (улыбается)

И в чём же, если не секрет?

У меня двое маленьких детей, трёх с половиной лет, и они вносят такой элемент спонтанности в нашу жизнь, что мало не покажется

Вы говорите про себя, что не азартны. Это действительно так?

Да, в целом, не азартный.

А свойственна Вам мечтательность? Возможно, есть какая-то биг-мечта, без конкретики, которую хочется осуществить, даже не в ближайшем будущем?

Я ещё раз скажу, что не очень стремлюсь планировать свою жизнь, поэтому каких-то глобальных целей перед собой не ставлю. Я стараюсь смотреть на открывающиеся возможности и не упускать то, что мне кажется важным и интересным.

Существует распространённое мнение, что если у человека нет чётко поставленной  цели, к примеру, он не может сказать, кем он видит себя, допустим, через пять лет, то это не есть хорошо, и ничего-то у него в жизни не получится.  Какое Ваше мнение?

… ( несколько секунд раздумья) Не готов с этим спорить, может быть это и правильно, но у меня другой подход.

И последнее: несколько слов для посетителей нашего сайта – людей, которые не останавливаются в своём развитии и учатся – от человека, чья эрудиция, по меньшей мере, вызывает уважение:

Так держать! Я считаю, что они правильно поступают. И …. не знаю, правильно ли это, учиться, скажем так, оформлять это неким формальным способом, но… жизнь вообще предоставляет очень много возможностей для того, чтобы чему-то новому научиться, и надо их просто не упускать, и тогда эффект будет.

С Максимом Поташевым беседовала директор по рекламе и PR "Русской Школы Управления" Елена Паскаренко.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+