8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Роман Морозов: «Я практик, и мне есть, чем поделиться»

16 февраля 2009

Я передаю те знания, которые сам начал получать и отрабатывать на практике достаточно давно, когда об этом здесь знали единицы, – и те сотрудники иностранных компаний. Никто этими вещами и не занимался. А на Западе они уже давно действовали. Мне повезло в начале карьеры попасть в серьезную компанию, где очень много ресурсов тратилось на обучение логистов: внешних семинаров по логистике в то время никто не проводил, поэтому приглашали разных специалистов для корпоративного обучения: профессора математики, статистики, а «рулил» всем этим наш финансовый консультант. Он в свое время прошел сильнейшую Европейскую финансовую школу, практиковался в Италии. Наш директор был настоящий профессионал и сразу понял, что принесет компании грамотно выстроенная логистика, соответственно все инициативы финансового консультанта по нашему обучению сразу «благословлялись». В результате нам пришлось волей-неволей освоить в совершенстве все методы: полный анализ, экономико-математические методы, управление страховыми запасами, статистические инструменты и прочее и прочее. Кроме того обучение организовывал еще и наш поставщик – а ему было что предложить на «десерт», компания имеет мировое имя и входит в число самых крупных в мире. В литературе сейчас многие детали уже появляются, но если не знаешь, что это такое и как это практически использовать, – то из книжек не поймешь. Если бы я читал с нуля, то было бы тяжело. Поэтому, конечно, курс обучения – это более выгодное и удобное решение.

Когда участники задают вопрос, почти всегда я задаю ответный: какова цена вопроса? Чтобы выбрать метод, нужно определить цели. В основном у участников хорошо задействована интуиция. Интуиция – это тот же опыт, но без аргументации. Отсюда сомнения, неуверенность, страх перед неудачами, нерешительность в исполнении и прочие неприятности. И от интуиции к аргументации надо переходить плавно, без революцией. Начинать нужно с главного – с прогнозирования, четкого планирования. Причем с участием других отделов, с которыми логистика контактирует. В первую очередь, с продажами. Как показывает практика, на рынке всегда есть варианты альтернативного управления бизнесом, способы сведения потерь до минимума. Но эти варианты не используют, потому что к ним просто не готовы. Бывает, предлагаю какое-то решение, а участник отвечает: «А зачем это надо, у нас итак все хорошо, и собственник не хочет». Это уже шаг назад. Надо донести до начальства мысль, что, когда все хорошо, нужно пользоваться моментом и расширять хотя бы потенциально свою базу. Чтобы в случае какого-нибудь изменения на рынке, не сесть в лужу, а идти по дорогам, которые были подготовлены заранее. Привожу в пример свой опыт. Скажем, нужно было мне наладить поставки из Китая. Железная дорога в то время оказалась самым быстрым и дешевым видом транспорта. Можно было на этом остановиться, но я, понимая, что направление это нестабильно, пустил несколько пробных рейсов по морю, по трассам. Вдруг, буквально за год, стоимость перевозок по ж/д резко возросла, и теперь значительно выгоднее идти по морю, да и постоянные кражи на ж/д тоже изматывали наш бюджет  да и нервы. А у меня там уже готовые каналы проработанные есть, хороший партнер транспортный, который по льготным ценам мне – по старой договоренности – оказывает услуги. Если бы я начал этим заниматься позже, когда «петух клюнул», то, конечно, потерял бы много и времени и денег компании.

Работу свою любите?
Преподавание – да. Основную – руководителем службы логистики на крупном торговом предприятии – временами не очень, она слишком нервная. У компании есть сеть представительств в России в трех регионах, в Белоруссии помогаем нашим поставщикам с выходом в Африканский регион.

Говорят, африканский рынок быстро развивается. Вы это ощущаете на себе?
Трудно сказать. Я бы вообще то, что есть в Африке, рынком не назвал. Там можно продавать только тогда, когда у тебя есть связи, тогда можно там существовать. С кем нужно считаться, так это с компаниями, добывающими алмазы, золото и государственными структурами. Нужно быть в друзьях у президентов мелких стран или крупных промышленников, которые, в свою очередь, принимаются этими самыми президентами. Без этого вести бизнес в Африке невозможно. Плюс – большой риск от революций, недавние события в Гвинее тому пример.

Российский рынок мы только начинаем осваивать. Техника, которую мы возим, это тяжелая спецтехника.

Чем отличает работа с таким продуктом?
Специфика есть всегда. Продукт всегда налагает специфику. Частота поставок, количество поставщиков, широта ассортимента. Логистика очень чувствительна к продукту, которым занимается компания. Но я в своей практике сталкивался с самими разными товарами, поэтому знаком с любой спецификой. Продукты питания, быстро оборачивающиеся и медленно, скоропорты и нескоропорты, товары народного потребления, бытовая техника, мебель и т.д. Я представляю специфику любого продукта, благодаря преподаванию, благодаря консалтингу, благодаря своему личному опыту.

На какие направления можно разделить логистику?
Первое – закупочная, или снабженческая логистика. Она занимается закупками, управлением запасами сырья, материалов, товаров.

Второе – складская, все, что касается складов и их работы.

Третье – транспортная, охватывающая все этапы грузоперевозок.

Четвертое – производственная, занимается планированием производства и оптимизацией процессов.

Пятое – распределительная, или сбытовая. Она работает с заявками клиента и занимается непосредственным обслуживанием клиента.

Логистика в целом обслуживает движение материального потока товара, сырья, материалов. Она управляет движением того, что приносит деньги компании.

С какими подразделениями компании контактируют логистики?
Абсолютно со всеми.

Все они зависят от работы отдела логистики?
Отдел продаж, а также производство – да, а по остальным скорее наоборот. Логистика зависит от работы всех других отделов. Бухгалтерия спокойно обойдется без поставок товара на склад, ей для работы нужны документы, ну а торговые отделы без товара никак, ровно как и производство. Ответственность логистика несет только в том случае, если она полностью обеспечена денежным ресурсом. Тогда с нее можно спрашивать результат.

Важен ли в логистике человеческий фактор или это скорее автоматически-механическая работа?
Очень много разных вычислений и разных способов принятия решений. Я часто участвовал в проектах по автоматизации логистических процессов. Я скажу честно, никогда не удавалось добиться полного отсутствия человека. Наверно, это одна из причин, почему до сих пор не создан искусственный интеллект. Все равно есть мозг, который может принять решение таким образом, что найти математическое обоснования и алгоритм для его объяснения просто невозможно. Поэтому в логистике глобальной автоматизации невозможно добиться. Можно механизировать некоторые этапы. Например, учет, чтобы на отчеты, анализы тратить меньше времени. Но исключить человека из процесса нельзя. Просто нет еще таких компьютерных программ. И вряд ли скоро появятся.

Можно ли условно разделить логистику на внутреннюю – обеспечивающую работу предприятия внутри – и внешнюю – контактирующую с другими компаниями?
Теоретически – да, но стоит ли? Для логиста неважно, с кем он контактирует. С внутренним или внешним клиентом. Для логиста отношения со всеми клиентами должны быть одинаковым. И обеспечивать сырьем, материалами, товаром всех одинаково.

Я – логист – привожу сырье на производство, планирую, сколько должно быть произведено продукта, требую выполнения моих запросов, контролирую выполнение производством моих планов, затем отвожу готовую продукцию на торговые точки или склады, там также держу все под контролем, пока продукция не окажется у клиента и мне не вернутся отгрузочные документы. В общем, участвую постоянно в процессе.

А руководители смежных подразделений (например, производства или продажи) должны разбираться в принципах логистики?
Они должны понимать свои внутренние процессы, в первую очередь. Если они будут специалистами, способными организовать работу быстро, качественно и вовремя, то у нас проблем будет гораздо меньше.

А вот генеральный директор должен понимать логистику обязательно. Если он не будет в этом разбираться, то никогда в жизни не найдет себе хорошего логиста. Логистика охватывает практически все затратные процессы, и очень часто возникает проблема в отношениях между директором по логистике и директором компании. Когда второй не совсем адекватно воспринимает роль логистики, не понимает, какие вопросы она решает и какие бюджеты она несет, то возникает конфликт. Директор говорит, мол, сокращай затраты. Логист отвечает: «Хорошо, но если я это сделаю, то могут возникнуть проблемы с запасами, у нас их может не хватать, – Вы к этому готовы?»– директор говорит: «НЕТ! Ты и товаром обеспечь полностью и затраты сократи, а вот денег сколько ты просишь не дам, извини, не хватает». Директор должен понимать, что это взаимосвязанные вещи. Если он этого не осознает, то ни один здравомыслящий логист-профессионал, с таким начальником не сработается. Да и не с затрат нужно начинать, а совсем с других вещей, оптимизация затрат будет так сказать «венцом» или результатом четкого управления материальным потоком.

А кто такой хороший логист?
Человек с системным мышлением, который знает, как работают все функции логистики, и понимает, как их нужно связывать друг с другом. Это не просто выросший на складе работник. Он может быть безупречным кладовщиком, но бесполезным логистом.

В идеале, начальник отдела логистики должен пройти абсолютно все точки – и склад, и производственное обеспечение, и транспорт. Или, по крайней мере, плотно рассмотреть их и глубоко изучить.

Какую роль в этом процессе играют курсы повышения квалификации?
Я бы сказал, запустить в полет и направить в нужную сторону. Детали на занятиях не проработаешь, это нужно понимать четко, потому что для конкретных задач необходим другой формат общения. Но, скажем, на программе «Русской Школы Управления» «Директор по логистике», человек начинает понимать структуру логистики, ее функции, вопросы, методы и инструменты.

Продолжение следует...

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+