Ярость руководителя

Как управлять эмоциями и справляться с сильными чувствами на рабочем месте
6069

Бизнес-тренер и организационный консультант Юрий Бастриков — об управлении эмоциями и о том, что делать руководителю со своей яростью.


Согласно теории эмоций К. Изарда, ярость — это крайняя, самая сильная степень проявления раздражения. Конечная точка, взрыв, сносящий все на своем пути. Ярость — мощный аффект, который «затопляет» сознание человека. В такие моменты он не контролирует свои действия и совершает поступки, о которых потом очень сожалеет.

Эмоциональные проявления

Люди в отношении эмоциональных проявлений устроены примерно одинаково. Все мы имеем несколько базовых эмоций, которые сопровождают нас в течение жизни: 

  • Радость. 
  • Удивление. 
  • Печаль. 
  • Гнев. 
  • Отвращение. 
  • Презрение. 
  • Горе-страдание. 
  • Стыд. 
  • Интерес-волнение. 
  • Вина. 
  • Смущение.

Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными и возникают на основе нескольких фундаментальных.

Каждая базовая эмоция имеет некий диапазон: от легкого, едва уловимого до мощного, сметающего и всепоглощающего. От легкого раздражения до ярости, от небольшой радости до экстаза, от светлой печали до муки. Существует точка зрения, что диапазон и богатство переживаний человека, умение быть в разных состояниях обеспечивают полноту жизни, возможность «дышать полной грудью», воспринимать полутона человеческого общения, быть чувствительным к самому себе и другим людям.

Это не означает, что необходимо постоянно находиться в крайних положениях маятника чувств: из экстаза в ярость и обратно. Потому что так мы будем давать большую нагрузку нашим органам и системам, в первую очередь, эндокринной. С другой стороны, отказывая себе в сильных чувствах, человек как будто живет «вполсилы». Как любят говорить психологи — на черновик. Думая, что его ждет некая «настоящая жизнь», которую он проживет красиво, правильно, глубоко и ярко.

Управление эмоциями

Часто мои клиенты на коучинге просят научить их сдерживать свои чувства, быть менее эмоциональными, предполагая, что прорывающееся сквозь маску формальности и показного добродушия раздражение будет пагубно влиять на окружающих и результаты работы. Другие клиенты (а иногда и те же) просят научить их быть более жесткими и требовательными со своими подчиненными. Когда же я прошу пояснить, что они под этим понимают, оказывается, что это умение быть агрессивным, манипулирующим, доминирующим.

Кажущееся противоречие этих двух требований объясняется неумением обходиться с бурей чувств, которая сопровождает жизнь любого человека. Нельзя «выключить» свои чувства без ущерба для организма. Нельзя усилить одну часть, а вторую сдерживать или оставить без изменений. И тогда руководителя начинает бросать из стороны в сторону: то ли не выражать свою злость, что «они» (подчиненные) ничего не делают, то ли начать на них орать (но обязательно правильно — так, как разрешил рекомендованный и обученный коуч).

Смотрите также: Стресс на работе. Как справиться с негативным настроем персонала


Эмоции образуются независимо от нашей воли. Это психофизиологический факт. Они живут, требуют своего выхода, реализации и отреагирования. Когда вы удерживаете свои эмоции, пытаетесь испытывать одни и не испытывать другие, вы вредите себе.

«Глупость какая!» — возразите мне вы. «Что же, любую возникшую эмоцию мне теперь отреагировать? Это же паноптикум, бедлам и маразм в одном флаконе!» Нет, конечно же. Зачем я стану предлагать вам заведомо абсурдный алгоритм поведения. В этом и отличие человека разумного от животного, что мы можем управлять своими эмоциями. Регулировать степень их выраженности, отсрочивать проявление эмоции. Почему не все это делают? Потому что большинство людей не отдают себе отчет в том, какие эмоции они испытывают в данный момент времени. А как можно управлять тем, чего «не чувствуешь»?

Не верите? Предлагаю следственный эксперимент: отложите на минуту чтение и прислушайтесь к самому себе. Что вы испытываете в данный момент времени? Разделите ваши ощущения на три категории:

  1.  Что я думаю?

  2.  Что я чувствую?

  3.  Что я ощущаю телесно?

Как у вас со вторым пунктом? Есть ли какие-то чувства, кроме слова «нормально»? Не нашли — гуглите «словарь эмоций» и попробуйте перевод со словарем.

Что происходит с человеком, который не проявляет своих чувств, сдерживает их?

Чувство невысказанное и неосознанное уходит в тело. Эту аксиому высказал еще в 20-е годы XX века В. Райх, ученик Фрейда. В медицине существует огромный раздел под названием «психосоматические заболевания». Там и язвенная болезнь, и ишиас, и анорексия, и множество других. Боли в спине, сердце, суставах, даже некоторые онкологические заболевания — все они могут иметь психологический компонент.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Поэтому управление своими чувствами — это не только залог успеха на работе, достижения новых результатов, карьерного роста. Это не только успех в управлении другими людьми, их мотивирование и побуждение к творчеству. Это еще и просто здоровая (в прямом смысле слова) и счастливая жизнь.

Как научиться управлять эмоциями

Позвольте дать вам совет: просто начните отмечать эмоции и чувства, которые вы испытываете в данный момент времени. Найдите «словарь эмоций» и каждый вечер проводите аудит:

  • «Утром, во время кофе с Леночкой я испытал радость, легкое волнение и азарт». «Днем, когда я разговаривал с Петровым я испытал разочарование и легкое раздражение».
  • «Вечером, на ковре у руководителя я испытал страх, вину и злость за несправедливость его слов».

Вторым шагом станет контролируемое выражение своих эмоций: раздражение перевести в легкое раздражение, злость перевести в раздражение, Ярость перевести в злость. Попробуйте, и вы увидите, что ваша жизнь измениться в лучшую сторону.

Так, а при чем же была ярость в начале статьи? Ярость — это сильное чувство. Она разрушает не только людей вокруг, но и самого носителя. Ярость существует, но ею можно управлять. Ее нельзя скрывать, она разорвет человека изнутри. Ярость опасно выражать — она разрушит отношения с другими. Единственным выходом будет управлять своей яростью и переводить ее в сильную злость. Злость, в отличие от ярости, поддается контролю в момент ее выражения.

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию