Мы привыкли к тому, что большая часть бизнес-литературы написана американскими авторами на материале глобальных американских корпораций. Однако интересно заглянуть за кулисы предпринимательства и других стран, тем более что за последние 30 лет бизнес в Китае сделал поистине квантовый скачок. В книге «Движущая сила организации» авторы — опытные консультанты Тянь Тао и Чэнь Вэй — дали поистине всеобъемлющий (в книге 400 страниц) обзор принципов работы компании Huawei и личности ее руководителя в разрезе экономической, политической и социальной жизни Китая, а также точек сходства и различия с принципами американского рынка. В 2024 году книга стала победителем в номинации «Лучшая книга зарубежного автора, изданная в России» на Петербургском международном экономическом форуме.
Содержание:
— Природа человеческая: сотрудники — основной источник ценности компании
— Значительные инвестиции в НИОКР
— Отсутствие одного лишь стремления к прибыли
— Строгая и упорядоченная структура управления
— Личность владельца и руководителя
Компания Huawei — один из мировых лидеров в сфере телекоммуникаций — была основана в 1987 году бывшим инженером Народно-освободительной армии Китая Жэнь Чжэнфэем. Из небольшой фирмы по импорту мини-АТС из Гонконга она выросла в глобального гиганта: в 2020 году Huawei стала крупнейшим мировым производителем смартфонов. Однако в 2018 году компания столкнулась с беспрецедентным давлением: санкциями со стороны правительства США, закрывшими Huawei доступ к жизненно важным для ее работы чипам. Тем не менее, несмотря ни на что, компания сумела выжить и продолжить развитие. Так в чем же ее секрет? Рассмотрим некоторые наиболее интересные моменты и, прежде всего, ценности компании.
Справка 1:
В 1978 году под руководством лидера КНР Дэна Сяопина Китай запустил крупнейшую в истории человечества экономическую реформу, результаты которой известны как китайское экономическое чудо. В результате реформы ВВП на душу населения подскочил с 381 юаня в 1978 г. до более чем 10 000 долл. США в 2019. При этом в мире более не существует стран с населением более 350 млн. человек с подобным ВВП. Фактически реформа Сяопина помогла Китаю сделать огромный шаг вперед в борьбе с бедностью.
Справка 2:
Huawei
Страна: Китай.
Год основания: 1987.
Основатель: бывший инженер Народно-освободительной армии Китая Жэнь Чжэнфэй.
Сфера деятельности: телекоммуникационные технологии.
Число сотрудников на 2023 г.: 207 000 человек в 170 странах и регионах мира
«Все только для клиента»
По мнению Жэня Чжэнфэя, к клиентам следует относиться с религиозной преданностью. Это и есть внутренняя мантра Huawei: клиентоориентированность. Великую империю не построить при помощи дешевых лозунгов, фуршетов и магии капитала.
Природа человеческая: сотрудники — основной источник ценности компании
Главная ценность Huawei — сотрудники, и это отражается и в форме владения компанией. Жэнь Чжэнфею принадлежит лишь 1,42% акций. Все остальные акции принадлежат сотрудникам или бывшим сотрудникам Huawei. По мнению авторов книги и Жэнь Чженфея, в последние 40 лет финансовый капитализм положил начало чрезмерным финансовым инновациям, когда деньги стали делать деньги в глобальном масштабе. В результате прибыли финансовых институций значительно превышают доходы производителей, а финансисты заняты разграблением богатства, созданного трудом. У Huawei более 90 000 индивидуальных акционеров, и все они «два в одном»: и держатели капитала, и труженики.
У Huawei отсутствуют внешние акционеры (которых авторы книги называют чистыми пожирателями прибыли): «Такая система акционерного капитала — своего рода рациональное сознание основателя, потребность делиться результатами развития компании с работниками. Руководители и акционеры во главу угла ставят свои интересы, так неужели сотрудники хуже?».
Курсы МВА в корпоративном формате: 30+ готовых программ обучения
- Подберем программу под потребности вашей компании: МВА для всех сотрудников малого и среднего бизнеса, крупных корпораций и государственного сектора.
- Научим решать задачи бизнеса с минимальными затратами.
В трудные времена компания, в отличие от многих, не начинала сокращать сотрудников, чтобы выйти на показатели прибыли: «Сокращать персонал и зарплату при первых признаках кризиса — значит не брать на себя ответственность за персонал и подрывать долгосрочную конкурентоспособность компании».
Значительные инвестиции в НИОКР
Примерно в 1996 г. Жэнь пришел к выводу, что компанию ожидают трудности на китайском рынке, и необходимо выходить на международный уровень, чтобы выжить. В период с 1999-го по 2010 он предполагал, что рано или поздно США осознают угрозу, которую Huawei представляет для американских компаний, и начнут чинить ей препоны. Жэнь сделал ставку на инвестиции в НИОКР — и не прогадал. В 2018 г. инвестиции в НИОКР составили 131,7 млрд юаней, а в 2020 — уже более 141 млрд. юаней. Одновременно с этим компания проводила конкурсы для поддержки ученых и молодых талантов. Это позволило справиться с давлением США и удержаться на рынке.
Отсутствие одного лишь стремления к прибыли
Huawei, будучи коммерческой организацией, конечно, стремится к разумной прибыли, но ее руководители всегда опасались высоких доходов: по их мнению, они могут разрушить стратегическое ви́дение. Поэтому Huawei старается инвестировать больше ресурсов в подбор и обучение кадров, исследования и разработки, а не в краткосрочную погоню за прибылью и уж тем более — не в игры на финансовых рынках и спекуляции.
Все яйца в одну корзину
Ученые, исследующие управление компаниями, предупреждают предпринимателей: «Не кладите все яйца в одну корзину». Однако Huawei решила, что одной корзины достаточно, и отказалась от диверсификации. Десятки тысяч сотрудников сосредоточились на выбранном направлении — коммуникационных технологиях. Ежегодные инвестиции в НИОКР на протяжении 30 с лишним лет составляли более 10% от объема продаж. Как ни странно, но эта стратегия сработала.
Строгая и упорядоченная структура управления
В 1998 г., когда компания существовала уже одиннадцатый год, Жень Чжэнфей сказал: «В будущем, чтобы победить конкурентов, мы должны полагаться не на талант, не на капитал, не на технологии, а на управление». В 2015 он уточнил свою мысль, заявив, что компании необходимы строгие и упорядоченные правила и система, чтобы с уверенностью реагировать в любые ситуации неопределенности.
Личность владельца и руководителя
Жэнь Чжэнфей — один из образованнейших людей своего времени. Решение сделать работников акционерами появилось вовсе не на пустом месте, а стало выверенной реакцией владельца компании на внешние события. В 1990-х, когда компании требовались средства на расширение, и она пыталась стать публичной компанией, ее заявку отклонили по формальной причине — «отсутствует техническое наполнение». Тогда Жэнь Чжэнфей, решил сделать акционерами своих же сотрудников. И именно он почувствовал необходимость, предвидя сложные времена, делать ставку на НИОКР.
«Ведро клея»
О себе Жэнь Чжэнфэй говорит следующее: «Я не разбираюсь ни в технологиях, ни в менеджменте, ни в финансах. Я просто держу «ведро клея», чтобы склеить 180 000 сотрудников вместе и заставить их упорно работать». Тот самый клей, о котором говорит Жэнь Чжэнфей, —это философия компании.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
Владелец Huawei — настоящий мыслитель, потративший 30 лет, чтобы учиться у японцев, Microsoft, Apple, Amazon, Sony, интегрировать военные стратегии Народно-освободительной армии Китая и армии США, институциональные черты Коммунистической партии Китая… по сути, резюмируют авторы книги, Huawei — особый вид мультикультурного гибрида. Известно высказывание Жэнь Чжэнфея, сравнивающего Huawei с коловратками, необычными примитивными существами с чудесным путем эволюции: эти создания заимствуют в собственный ДНК любые полезные ДНК из бактерий, вирусов, растений и животных, что делает это существо невероятно жизнеспособным. Так и Huawei — моногенная культура, которая, однако, способна впитать в себя множество генов.
Книгу можно рекомендовать как желающим подробнее узнать об уникальном пути компании Huawei, так и тем, кто интересуется общей философией предпринимательства, хочет расширить свой бизнес-кругозор и подробнее ознакомиться с феноменом китайского экономического чуда.
¹Тянь Тао, Чэнь Вэй «Движущая сила организации. Как восточная философия бизнеса помогает компаниям преодолевать кризисы и процветать». МИФ, 2023, 400 стр.