Еще до недавнего времени от пиарщика ожидали умения общаться с различными людьми на абсолютно разные темы, умения устанавливать контакт, входить в доверие, добиваться своих интересов. Кто-то даже считал (хотя мнения по этому вопросу расходятся по сей день), что пиарщик должен уметь писать. Что важно для современного PR-менеджера? Какими умениями и навыками он должен обладать? Изменятся ли они под влиянием все большего перехода пиар-активностей в интернет?
«Блокнот» поговорил с экспертами и выяснил, чего же ждут от PR-менеджера сегодня.
«Оцифровка» PR-отрасли
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision:
«Сегодня сфера digital стремительно развивается, а трансформация медиа ландшафта усиливается все больше. Многие традиционные издания уходят в интернет или начинают активно развивать iPad-версии и мобильные приложения. Также увеличивается количество современных СМИ, которые полностью выросли в цифровой среде и обладают внушительной аудиторией, например, Meduza.
В PR-отрасли также происходит «оцифровка». Так, с точки зрения инструментария, продолжается сближение традиционного PR и digital-направления. Всё больше клиентов интересуются синтетическими проектами, в которых стандартные инструменты продвижения сочетаются с цифровыми, а digital-каналы порой становятся основой для классического пиара.
Сейчас PR-специалисту уже недостаточно грамотно писать, обладать контактами журналистов и быть коммуникабельным. Профессионалу нужно также ориентироваться в блогосфере и социальных сетях, быть «в друзьях» у известных блогеров, создавать качественный контент для онлайн-пространства и иметь хотя бы базовые знания графических редакторов и правил веб-дизайна.
Современный PR-щик должен не только общаться и коммуницировать посредствам digital-каналов, но и уметь анализировать эффективность этого взаимодействия, которое теперь становится все более таргетированным. Кроме того, ему необходимо иметь навык аналитика и знать, как «читать» метрики, которые предоставляют социальные сети.
И главное, PR-специалист должен всегда быть в курсе всех новых решений и технологий, которые предлагает рынок – как технических, так и коммуникационных. А сегодня такие новинки появляются практически каждый месяц.»
«Багаж» умений PR-специалиста
Александр Зайцев, PR-специалист digital-агентства Original Works:
«Еще когда я был студентом, у нас почему-то каждый год на экзаменах по специальности были билеты про навыки и умения хорошего PR-специалиста. Правильным ответом считалась неопределенная вода на тему коммуникабельности, стрессоустойчивости, креативности и т.д. То есть вещи, непонятно как проявляющиеся, непонятно зачем и почему.
В реальной жизни самыми важными оказались три умения: 1. Не стесняться. Пиарщик должен не бояться завязать разговор, позвонить, написать письмо. Нужно идти напролом в первую очередь через себя, ведь, если преодолел себя, то преодолеешь другие, менее сложные преграды. Не так страшно совершить небольшую ошибку – все мы люди и в первый год после университета их и так будет масса. Гораздо страшнее упустить шанс, не уцепиться за возможность, ласково протянутую дланью судьбы.
2. Быстро соображать. Это помогает создавать и не упускать информационные поводы, а также выжимать все из них по полной. Пока зазеваешься, пиарщику конкурентов придет такая же идея, как и тебе, но он-то ее уже не упустит. Сейчас очень трендово стало прицепляться к большим событиям и за их счет выскакивать самим. Весь мир говорит о Pokemon Go? Сбербанк быстренько смекнул и приклеился одним из первых. Но если бы он опоздал на неделю или две, КПД было бы близким к нулю, потому что действия банка воспринимались как, извините, «баян».
3. Понятно излагать свои мысли. При написании текстов и в личном общении важно уметь простым языком говорить о сложном. Миру не особо интересно, как вы накручиваете катушки звукоснимателей ваших электрогитар. Не потому, что это неважно, просто это сложно и непонятно, как эти знания применять. Расскажите, как это влияет на уровень шума, на что будет похож звук, как изменится тембр инструмента, если поставить такой звукосниматель на другую гитару.
Все остальное приходит с опытом, но если у вас в багаже вышеперечисленные умения – у вас есть фора.»