PEST-анализ – это маркетинговый инструмент для анализа внешней макросреды, которая оказывает влияние на развитие бизнеса. Рассказываем, как с его помощью выяснить, что ждет компанию в будущем, и каких изменений снаружи стоит опасаться.
— Что такое анализ внешней среды
— Какие факторы нужно оценивать
— Расширенные варианты анализа
Что такое анализ внешней среды
PEST-анализ предприятия используют для стратегического анализа и оценки важных факторов внешней среды, рыночных тенденций отрасли, определения списка потенциальных угроз и возможностей для бизнеса.
Эту методологию применяют для долгосрочного планирования с принципом постоянного обновления: то есть строят план на 1–10 лет вперед, но обновляют данные и сам план каждые 3–12 месяцев. Чем активнее развивается отрасль, в которой работает бизнес, тем чаще происходит обновление.
Автором метода PEST-анализа считают профессора Гарвардской школы бизнеса Фрэнсиса Дж. Агилара, который описал исследование разных категорий внешних факторов в книге Scanning the Business Environment. В его трактовке метод назывался ETPS, но затем аббревиатуру переставили для удобства восприятия. Сам процесс анализа был известен еще в 1967 году.
Инструментарий стратегического анализа: PEST-анализ и модель Портера (Бесплатный мини-курс)
Узнайте, как исследование разноплановых факторов внешней среды может помочь вашей компании, и ознакомьтесь с основными инструментами стратегического анализа в нашем мини-курсе.
А еще через несколько лет метод дополнили двумя группами факторов: экологическими (environmental) и правовыми (legal). Так появился расширенный метод исследования — PESTLE-анализ.
Какие факторы нужно оценивать
Современная концепция PEST-анализа организации предполагает изучение четырех групп внешних факторов. Важность каждой из них нужно оценивать, ориентируясь на специфику компании — например, какие-то тренды в социокультурной сфере важны для общепита, но вряд ли на них стоит сосредотачиваться нефтеперерабатывающему бизнесу.
Аббревиатуру метода как раз и образуют названия условных групп для анализа.
P — Politics (политика):
-
Как тип управления государством влияет на бизнес, есть ли возможности или угрозы, связанные с устройством власти.
-
Насколько правительство стабильно, что будет с бизнесом и отраслью, если власть будет меняться.
-
Влияет ли свобода слова на бизнес.
-
Какие возможности и угрозы есть у компании из-за уровня коррупции и бюрократии в стране.
-
Влияют ли на бизнес социальные действия правительства, например, выделение материальной помощи предпринимателям и населению.
E — Economics (экономика):
-
Изучают уровень безработицы, инфляции, ключевой и процентной ставки.
-
Уровень дохода населения в динамике.
-
Уровень инфляции.
-
Темпы роста экономики.
-
Глобализацию экономики.
S — Socio-culture (социум и культура):
-
Социально-демографические характеристики населения.
-
Привычки и характер поведения, превалирующий в обществе.
-
Уровень жизни.
-
Привычки в потреблении.
-
Здоровье и образование.
-
Отношение к культурным феноменам и тенденции моды.
T — Technology (технологии):
-
Изучают уровень технологий на рынке.
-
Возможности автоматизации процессов.
-
Степень глобализации.
-
Развитие технологий в целом.
-
Динамику и финансирование научных исследований.
-
Наличие технологических стартапов в отрасли бизнеса и их влияние и перспективность.
Внутри каждой из групп может быть и больше нюансов для анализа. Например, компании, которые зарабатывают в основном с помощью госзакупок, больше внимания уделяют политической сфере — следят за настроениями в кулуарах ведомств, оценивают перспективность назначений людей на важные должности. И, наоборот, компания из деловой event-индустрии будет внимательнее следить за культурными трендами, и может мало внимания уделять политике.
Расширенные варианты анализа
Существуют модернизированные варианты PEST анализа компании:
-
PESTEL — когда к четырем факторам добавляются Ecological + Legal, то есть природные (экологические) и правовые факторы.
-
STEEP — изучают привычные факторы плюс этическую сферу.
-
LONGPEST — четыре сферы разделяют на локальный и глобальный уровень.
Выбирать нужно, исходя из отрасли и специфики деятельности компании.
Как проводить анализ
Для сбора информации используют разные методы:
-
Можно заказать исследование в аналитическом или маркетинговом агентстве.
-
Купить готовый отчет на отраслевых порталах.
-
Провести опрос самостоятельно.
-
Изучить СМИ.
-
Получить данные от инсайдеров рынка.
Для оценки каждого фактора можно использовать количественный метод. Факторы собирают в табличку, и напротив каждого ставят оценку, например, от 1 до 5 — насколько это важно для конкретного бизнеса. Кроме того, когда речь идет о прогнозах, то оценивают вероятность появления события также по баллам.
Так вычисляют потенциально важные события, смотрят на вероятность их появления, и принимают решения: что можно сделать, чтобы бизнес получил пользу или хотя бы минимизировал вред, если это событие произойдет.
Проблема PEST-анализа в субъективности подхода — и вероятность, и важность для бизнеса оценивает человек, и в основе анализа лишь мнение, интуиция. Чтобы не ошибиться, привлекают профессионалов — консультантов, экспертов рынка, опытных специалистов из отрасли. Тогда каждый из них проводит оценку вероятностей и важности, а затем данные совмещаются — так картина становится немного объективнее.
Применять инструменты стратегического анализа следует всем, кто имеет отношение к развитию бизнеса. Рассказать обо всех особенностях применения этой методики в рамках одной статьи невозможно — вы можете узнать больше в бесплатном курсе от Русской Школы Управления:
«Инструментарий стратегического анализа: PEST-анализ и модель Портера»
Эксперты-практики расскажут о способах и методах исследования разноплановых факторов внешней среды (политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических, экологических факторов).
Кроме теории о PEST-анализе, в программе есть практические модули: алгоритм количественного PEST-анализа и создания EFAS-резюме.