Интервью с Михаилом Колонтаем, экспертом по управлению маркетингом и продажами, стратегическому менеджменту и лидерству, преподавателем Русской Школы Управления, к.э.н.
- Михаил Михайлович, сегодня в тренде быть преуспевающим. Всевозможные рекомендации по эффективному достижению успеха «пестрят» на страницах социальных сообществ, публикуются на разворотах модных журналов. А вот что такое успех?
- Когда рассуждают об успехе, некоторые думают о деньгах, кто-то о личной жизни, кто-то о семье, о детях. На мой взгляд, успех – это когда ты находишь себя в этой жизни, занимаешься тем, что тебе нравится и за это получаешь «приличные» деньги! Моя формула успеха – хорошо оплачиваемое призвание.
- Вы сегодня являетесь успешным бизнес тренером, профессором, научным руководителем программы Мini МВА в РШУ. Когда Вы начинали свою карьеру, Вы изначально понимали свою цель или результат, к которому нужно стремиться?
- До перестройки, я работал в научно-исследовательском институте, который занимался автоматизацией управления. Поэтому в начале 90х я ассоциировал свой успех с эффективной продажей компьютеров. Но, позже, когда этот рынок перенасытился, я понял, что пришло время что-то менять.
- И тогда Вы осознанно пришли к профессии бизнес-тренера?
- Я иногда говорю на своих тренингах, что успех – это еще наполовину случай. Я оказался в нужное время в нужном месте. Английские профессора в рамках программы поддержки начинающей рыночной экономики в России искали партнеров для обучения новым рыночным подходам. И меня выбрали. Так все и началось…
- Как известно, успех рождается, когда мы встречаем открывшуюся возможность во всеоружии. Вы были готовы к изменениям?
- Да, когда я начинал свою коммерческую деятельность, я уже был преподавателем вуза, поэтому владел некими фундаментальными знаниями по менеджменту и маркетингу.
- Навыки управления социалистическим предприятием сильно отличаются от современного менеджмента?
- Я вспоминаю старые советские учебники и понимаю, что там было написано много из того, что есть в западных учебниках по менеджменту. Многие вещи «переписывались», только иностранные термины заменялись на схожие «советские» термины. Поэтому к принятию новых международных знаний я был подготовлен.
- Посетив Англию и обучаясь у западных специалистов, что нового Вы узнали?
- В западных институтах большое внимание уделялось целеполаганию и лидерству. В советских учебниках по управлению лидерство игнорировалось, а вместо него преподавали в основном мотивацию.
- И почему?
- Лидерство – от английского lead, «дорога». В советских, а позже и в российских учебниках его переводили как руководство. Лидер - это первый, тот, кто ведет за собой. Задача лидера – показать дорогу. Профессор Джон Адер отмечал, что у некоторых народов, например, ирландских и шотландских кельтов, французов, испанцев, русских не было аналога термину лидерство, лидер. Они использовали синоним, в основе которого «голова» человека. Во Франции вы чаще услышите «chef», а в России - «глава» («глава миссии», «глава экспедиции», «глава корпорации»). Таким образом, английский термин «лидер» указывает на горизонталь, а русский «глава» - на вертикаль.
- Это, возможно, объяснение авторитаризма, который преобладает в управлении?
- Верно. Лидерство для нас – это надавить. Для них – показать дорогу. Почувствуйте разницу.
- Это менталитет. Наверное, сложно было западные технологии внедрять у нас, особенно, в 2000-х годах. И уж, тем более, наверное, сложно было в то время быть бизнес-тренером.
- Моя роль бизнес-тренера заключалась в том, чтобы помочь посмотреть российским руководителям по-новому на свою компанию, продажи или способ управления. Я говорю, что для успеха нужен профессионализм, то есть знания того, чем занимаешься. «Случай любит подготовленных».
- С чего следует начинать развитие компетенций в бизнесе?
- Есть три уровня обучения. Первый уровень - «что надо делать?» Второй уровень – «как делать»? Третий – «почему надо это делать?» Практика преподавания бизнеса в России делает акцент на втором уровне «КАК», к сожалению, периодически игнорируя уровни «ЗАЧЕМ» и «ЧТО», а это основа, понимание сути. Многие предприниматели владеют какими-то элементами маркетинга, но не понимают, как они интегрированы в коммерческую деятельность в целом.
- Какие темы пользуются популярностью у слушателей курсов по маркетингу и менеджменту в Русские Школы Управления?
- Если говорить о маркетинге, то актуальны тренинги по ценообразованию, рекламе и интернет-маркетингу. Что касается менеджмента, в большинстве случаев, слушателей интересуют темы: планирование, целеполагание, мотивация, психология воздействия.
А что интересует лично Вас?
- Меня всегда интересовало тема стратегии, стратегического планирования, стратегического управления. Это первая функция топ-менеджмента, она дает понимание того, где мы находимся и куда мы можем прийти. Вторая тема - лидерство. Она совершенно по-другому раскрывает роль руководителя компании, его навыки и знания по отношению к работе с подчиненными. И третья тема, которая мне особенно импонирует – это интернет-маркетинг, digital-маркетинг, маркетинг в социальных сетях. Меня всегда интересовало, как можно с минимальными расходами продвигать свою компанию и … себя.
- Вы используете бизнес-инструменты по стратегическому планированию в своей жизни? Изучать или прочитать можно многое, но очень трудно теорию преобразовать в практические действия, реальную жизнь.
- Когда я что-то читаю, я всегда стараюсь переложить информацию на свой личный опыт. Я всегда говорю на тренингах и семинарах РШУ: «Если Вы хороший маркетолог и знаете, как продавать товар или услугу своей компании, то почему Вы этого не делаете применительно к себе?». Я абсолютно уверен, что этот фундаментальный вопрос надо все время себе задавать, и если ты будешь его задавать, то сможешь косвенно себя мотивировать к тому, чтобы знания были применимы на практике. Что касается моих личных целей, я всегда очень трезво смотрел на ситуацию, никогда не ставил завышенные цели и старался не ставить заниженные цели.
- А всегда ваш расчет удавался? Говорят, человек предполагает - жизнь располагает.
- Как и у всех, конечно, у меня неудачи тоже были. Но я никогда не рассматривал их как провальную ситуацию. Важно понять, что жизнь волнообразно развивается, любой спад – это точка нового роста. Но надо понимать, что «новый рост» зачастую требует новых знаний, технологий. Эту ситуацию можно контролировать применительно к себе и не принимать решений в условиях жестких ограничений.
- Это как?
- Например, пойти работать в компанию на низкую зарплату, потому что у вас нет других предложений или бросить любимое дело, потому что закончились деньги.
- Да, паника зачастую правит людьми. А как с паникой справлялись Вы?
- Я в сильно паническом состоянии никогда не был. Были периоды, когда спрос на тренинги, на консалтинг снижался, но я понимал, что падение – это всегда очищение, это прощание с предыдущим опытом и усвоение новых навыков. В период кризиса, очень важно пересмотреть свою стратегию.
- Почему на данном этапе следует что-то изменить, например, в образовании?
- Сейчас люди бизнеса более подготовлены. Они пережили уже несколько волн успехов и кризисов. Поэтому, если мы хотим им что-то предложить новое, необходимо периодически «обнуляться», то есть отказываться от старых тем и искать новые методики, новые кейсы, другими словами, идти в ногу со временем.
- Есть такая тенденция, что молодежь в последнее время особое внимание уделяет практическим навыкам, зачастую игнорируя фундаментальное образование.
- К сожалению, такая тенденция есть. Есть вещи, которые никогда не обесцениваются: это наши впечатления и наше первое образование. Все проходит, все меняется, но образование остается с тобой навсегда. Это валюта, которая никогда не обесценится. И второе, что никогда не обесценится – это наши впечатления: от жизни, от отношений, от путешествий. Образование и впечатления - это основа. Вот почему важно первое, фундаментальное образование! Практические примеры и методики, о которых мы говорим на тренингах, обесцениваются в течение двух-трех лет. В конечном счёте, говорит буддийская мудрость, только три вещи имеют значение: как сильно вы любили, как полно вы жили и как просто отказывались от ненужного.
- Вы как тренер много энергии отдаете, когда делитесь информацией с участниками ваших тренингов. А где Вы сами черпаете свои энергетические ресурсы?
- Люблю искусство. Изначально я интересовался искусством эпохи Возрождения, работами Микеланджело, Рафаэля, но сейчас больше увлекаюсь абстрактным искусством. И когда мне нужны впечатления, я иду в музей современного искусства. Есть три причины влюбиться в современное искусство: оно идет в ногу с прогрессом, побуждает к переосмыслению и разрывает шаблоны.
- Вам нравятся какие-то определенные работы, выставленные в музеях?
- Я не цепляюсь за картины, скорее за смысл и эмоции. Абстрактное искусство – это перфоманс, трудно некоторые вещи назвать живописью или произведением искусства, иногда кажется, что их писал ребенок… Современное искусство «включает» мой мозг, поскольку заставляет думать над тем, почему такие «странные» работы выставляются в музее и продаются за «бешеные деньги»? Это впечатляет.
- Итак, первый шаг - искусство. Что еще помогает Вам восстанавливаться и заряжаться энергией?
- Второй шаг – конечно путешествия. Путешествия дают возможность наблюдать за людьми, и это позволяет лучше понять себя, выйти из своего круга, изменить отношение ко многому, узнать что-то новое.
Впечатления также формируются, когда вы растите и воспитываете детей. В России, особенно в советское время, была большая проблема – родители не видели, как растут дети. Они все время были на работе. А значит, у них этих впечатлений не было. Мы пропустили и не создали впечатлений о взрослении собственных детей. Общение с детьми – это тоже ресурс. И наконец, четвертый ресурс – отношения и встречи с людьми. Чем хороша моя работа? Тем, что я имею возможность регулярно видеть разных людей и получать от них обратную связь, то есть их впечатления, и это дает мне возможность развиваться.
- Назовите три качества, за которые вас ценят друзья и бизнес-партнеры.
- Я бы сказал так. Разумность. Это первое слово. Оно говорит о том, что я рационально подхожу ко многим вещам, то есть демонстрирую, в большинстве случаев, взрослое поведение. Второе – увлеченность. И третье – энергичность. У многих людей не хватает энергии, я часто свою энергию выплескиваю аудитории, и люди это чувствуют.
Беседовала Марьям Ткачева - преподаватель Русской Школы Управления, психолог, бизнес-тренер