Основные тезисы прямого эфира с Максимом Киселевым, экспертом по принятию решений в условиях неопределенности и развитию системного мышления. Читайте больше статей, смотрите видеозаписи и подключайтесь к онлайн-встречам с преподавателями Русской Школы Управления. Подключиться к ближайшему эфиру →
Генерирование идей — одна из составляющих навыка системного мышления, который трудно приобрести и отработать. Он помогает концентрироваться и адекватно воспринимать окружающий мир. Например, многие изобретения вошли в жизнь людей гораздо позднее, чем могли. И только потому, что подавляющее число идей окружающие просто не воспринимали. И мы также сейчас считаем, что некоторые идеи невозможно реализовать, не прилагаем усилий, концентрируемся на чем-то другом.
Первопроходцы генерируют сильные идеи, в реализацию которых поначалу никто не верит. Иногда они просто пробуют, иногда проводят мысленный эксперимент. Это затратные и малоэффективные способы, идея необязательно в этом случае сработает. Но есть инструменты, которые позволяют генерировать сильные идеи на основе научного подхода.
Инструменты для генерации сильной идеи
Просто хорошие идеи мы обычно принимаем и они плавно продвигают нас вперед. А сильные идеи — это прорыв, то, что раньше никто не делал, потому что «это невозможно». Генерировать их можно при помощи двух инструментов:
-
Анализа S-кривой.
-
Системного моделирования.
Первый способ: анализ S-кривой
Представим систему координат, где на оси Х будут некие затраты (инвестиции, вложение времени, средств, эмоций), а на оси Y — результат (отдача от инвестиций, отношения между людьми, прибыль).
S-кривая
S-образная кривая будет описывать сложные процессы практически во всех системах. Будь то бизнес, личная жизнь, изучение нового навыка, подход к здоровью или появление на рынке новой технологии, продукта.
Преимущества системного подхода
На S-кривой можно увидеть три участка:
-
Участок обучения.
-
Участок максимальной отдачи (с максимальным наклоном).
-
Участок насыщения.
Например, вы решили выучить иностранный язык. Вы изучаете алфавит, грамматику, слушаете аудио и смотрите видео, то есть, много вкладываете. Но результат пока незаметен. На первом участке обучения вложения большие, но отдача очень маленькая. Соответственно, велик риск, что участник, инвестирующий ресурсы в проект, перестанет это делать.
Тот, кто преодолевает этот этап, выходит на участок №2 — участок повышенной отдачи. Инвестиции те же самые, но отдача резко возрастает: вы заговорили на иностранном языке, ваш продукт начал продаваться, технология решает большинство задач.
Но рано или поздно наступает пик — максимум, которого мы достигаем в жизни, здоровье, продукте, на своем рынке, в навыке. И после него кривая падает. Вы продолжаете инвестировать, чтобы рост продолжался, но отдача все ниже и ниже. За пределами определенной точки (точки бифуркации) инвестировать дальше бесполезно. В свое время в эту ловушку попали производители пейджеров, фотоаппаратов, пишущих машинок, кнопочных телефонов. Также сегодня умирает множество профессий, хотя люди продолжают им учиться, тратить время, эмоции и деньги.
Видение будущего как метод генерации бизнес-идей
Понимая, что технология пошла вниз, можно сделать выводы о том, как будет выглядеть технологический разрыв, что случится в будущем. А возможность видеть будущее — это основа для генерации сильных идей. Технологический разрыв
Для этого, во-первых, необходимо понять, какие проблемы старая технология неспособна решить, какие потребности продукт не может удовлетворить, почему умирает старая профессия. Во-вторых, следует определить накопившиеся проблемы, которые могут быть решены с помощью новой технологии.
На тренингах в Русской Школе Управления мы используем ролевые игры: один из участников предлагает свою ситуацию для примера (из бизнеса или личной жизни), а остальные участники примеряют роль экспертов, которые как будто все знают про эту технологию, продукт или нишу. Они пытаются спрашивают: «Что из того, что невозможно осуществить в вашей работе сегодня, могло бы радикально изменить положение дел?» Ответом на вопрос и будет технологический разрыв, сильная идея. Так они выходят на поле проблем, которые невозможно решить сегодня.
Мы также с удовольствием прислушивался и к тем, у кого нет экспертизы в вопросе и не зашорены глаза. И на тренинге примеряем на участников роль новичков, как будто они молодые специалисты и пришли устраиваться в компанию, в которой работают сотрудники с большим стажем работы. Новички часто предлагают нестандартные решения, которых не видят старожилы. Конечно, любая мысль новичка не приведет к сильной идее. В процессе игры они спрашивают себя: «Какие проблемы хотят решить все мои коллеги, которые работают здесь много лет, но не знают, как к ним подступиться?».
Прорывная идея появляется на пересечении двух областей:
-
Что невозможное может кардинально решить проблемы в этой сфере.
-
Список проблем, к которым никто не знает, как подступиться.
И приходит понимание, что это решение — идея не сегодняшнего дня. То есть, при современных технологиях, уровне развития рынка, маркетинга, условиях доставки и переработки товара она не будет решена, но будет решена уже завтра. И если сегодня начать в нее инвестировать, то завтра можно получить профит. Кстати, нередко в результате приходит понимание, чем стоит перестать заниматься. И это тоже очень ценно.
Важно: прорывная идея — результат работы не одного человека, а коллектива. В одиночку даже крупному эксперту или талантливому дилетанту найти прорывную идею намного сложнее.
Второй способ: системное моделирование
Для системного моделирования нужно изучить мелкие детали, понять, во что они могут развернуться в будущем. Это сделать непросто, потому что люди в принципе невнимательны к деталям, хотя в бизнесе любая деталь — это потенциальная проблема в зародыше. Такой подход к системному мышлению тренирует наше внимание к мелким деталям в новых нишах и направлениях.
Например, в последнее время появляется все больше молодых людей, которые не хотят иметь детей по разным причинам. К чему это может привести на уровне страны, мира? Одно из возможных бизнес-последствий выглядит так: родительский инстинкт никуда не денешь — хочется о ком-то заботиться. Соответственно, у этих людей появляются домашние животные, рынок которых в 2016 году в США имел капитализацию 8 млрд долл. Прошло пять лет, и эта маленькая деталь развернулась в глобальный тренд.
Системное моделирование позволяет увидеть процессы, которые разворачиваются быстро, по экспоненте: сегодня вашу кошку или собаку свозят в путешествие, выгуляют, пока вы на работе, сделают маникюр. Несколько лет назад этот тренд пришел и в Россию.
Второй интересный вывод из этого тренда: стиль жизни этих молодых людей изменился. Они не хотят много работать, потому что живут для себя, предпочитая селиться в городах, чтобы иметь возможность с утра пить кофе с друзьями. В результате появилась интересная ниша — эти люди стараются арендовать недвижимость и жить вместе. Это значит, им нужны квартиры с несколькими маленькими комнатами, чтобы в каждой из них были отдельные ванная и туалет. И американский рынок недвижимости мгновенно на это отреагировал: такие квартиры пользуются бешеным спросом, владельцы на них хорошо зарабатывают.
Фиксируйте и оценивайте тренды и структурные сдвиги в экономике. На следующем шаге находите опции, чтобы воспользоваться открывающейся возможностью, либо избежать негативного сценария.