В сегодняшней стремительно меняющейся и сложной бизнес-среде эффективный руководитель должен уметь быстро принимать решения. Быть способным реагировать на сбой, для которого нет однозначного сценария, а вокруг — бесконечные потоки неполной и не всегда достоверной информации. Оставаться деятельным, когда неопределенность достигает крайнего уровня, а работа становится сверхнапряженной и изнуряющей.
В кризисных ситуациях традиционные модели управления часто терпят неудачу. Неизвестность выходит за рамки всего, что ранее доводилось видеть в профессиональной жизни. О том, как руководителю сосредоточиться на самом важном, найти правильный баланс в работе, при этом сохранив психическое и физическое здоровье, читайте в статье практического психолога, основательницы компании Mind Practice Лизы Майер-Мараховска.
Как справиться с проблемами
Сфокусируйте внимание. Руководитель должен преодолеть инерцию и самосаботаж, чтобы поддерживать непрерывность бизнес-процессов. При этом ему нужно думать о среднесрочной и долгосрочной перспективе, уметь расставлять приоритеты.
Действия, которые ранее приводили к результатам, сегодня могут быть уже нерелевантными. Беспрецедентные кризисы требуют от руководителя беспрецедентных действий, которые в обычное время сочли бы рискованными. Успешный лидер умеет ориентироваться на новые и постоянно меняющиеся приоритеты, в условиях ограниченного времени для реакции.
Устраните инфошум. По данным исследования консалтинговой компании Bain & Company, в стрессовых ситуациях способность человека обрабатывать информацию снижается в среднем на 80%. В состоянии стресса люди плохо слышат, понимают и запоминают информацию, а продолжительность концентрации внимания сокращается до 12 минут или менее.
Эффективный руководитель быстро обрабатывает доступную информацию, умеет выделить важное. Его сообщения и коммуникации должны быть краткими и ясными. Постоянно меняющиеся вводные могут заставить руководителя откладывать принятие решений, в ожидании более надежных и точных сведений. Такая отсрочка само по себе является решением, которое способно привести к катастрофе.
Лидер должен действовать исходя из того, что уже известно, и адаптировать свою стратегию и тактику по мере появления новой информации.
Смотрите также: Начинающий руководитель. Как не наделать ошибок.Управляйте стрессом. Во время повышенной тревоги и стресса меняется образ мышления и поведение. Эустресс — стресс дающий заряд энергии, может стимулировать только на начальном этапе. Но как только уровень адреналина снижается, возникает неблагоприятный стресс — дистресс, который отнимает силы и приводит к истощению нервной системы.
Именно он наносит ущерб и сказывается на эффективности — от снижения внимания до ухудшения производительности и качества труда. В худшем случае человек, находящийся под длительным воздействием дистресса, теряет физическое и психическое здоровье. Исследования показывают, что руководители в 8 раз чаще страдают от инфаркта и психосоматических расстройств.
Вовремя обращайтесь за помощью — это признак силы, а не слабости. Небольшие вложения в поддержку могут иметь большое значение для повышения эффективности труда и качества жизни.
Способность быстро приспосабливаться к изменяющейся среде, эмоциональная стабильность, умение отдыхать и восстанавливаться — ключевые навыки эффективного руководителя.
Оцените свои сильные стороны. Некоторые модели поведения, заложенные в детстве, могут работать в вашу пользу, другие, наоборот, сдерживают и мешают. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно уметь оценить свои сильные и слабые стороны, понять, что нуждается в развитии и поддержке. Нужны практичность и реальный взгляд на вещи, умение быстро адаптироваться к деловой среде. Это не уникальные навыки — их можно тренировать.
Тренируйте устойчивость. Не каждое решение бывает успешным. Задача руководителя — стать устойчивым. Развить способность оставаться гибким и адаптивным под давлением. Человек легче приспосабливается к изменениям, когда понимает смысл своей работы и видит перспективу.
Эффективный руководитель не избегает жестких или непопулярных решений. Он уверенно берет на себя ответственность и умеет сосредотачивается на выработке новой программы действий. Лидер растет на проблемах. Поиск новых решений, креативность, смена привычных парадигм стимулируют личное развитие и рост профессионализма.