8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Кто такой евангелист и зачем он нужен компании

Кто такой евангелист и зачем он нужен компании

О «проповедниках» бренда и их роли в современной бизнес-среде
4336

HR Business Partner ИТ-компании «Спутник» Лиля Афанасьева рассказала о задачах, ответственности и компетенциях бизнес-евангелистов.


Евангелист — это специалист, который продвигает ценности продукта, компании или целой отрасли через обучение. Например, в ИТ такой эксперт занимается распространением и популяризацией знаний в сфере информационных технологий. 

Часто евангелистов принимают за маркетологов, специалистов по продажам или просто одержимых технологиями фанатиков, потому что это направление в России еще не распространено и мы мыслим категориями знакомых нам профессий. Но на деле евангелист — человек с уникальным сочетанием знаний, талантов и черт характера. А ИТ-евангелист является своего рода техническим лицом бренда. Первым евангелистом принято считать Гая Кавасаки — главного идеолога Apple, который впоследствии стал известным на весь мир бизнес-тренером.

Кому и зачем нужны евангелисты

Мир не стоит на месте, появляются новые технологии и профессии. В наше время недостаточно иметь лишь развитые технические навыки или глубокие знания маркетинга, чтобы продвигать продукт. 

Раньше самым важным для специалиста считалось наличие hard skills — профессиональных навыков, которые можно измерить. Soft skills, то есть тому, что связано с личными качествами и умением общаться, было не принято уделять много внимания. Развитые эмпатия и эмоциональный интеллект считались скорее приятным бонусом, нежели базовой необходимостью. Сейчас все изменилось: компании стали обращать больше внимания как раз на гибкие навыки, справедливо полагая, что профессиональным навыкам научить можно, а вот способности чувствовать других людей, адаптироваться и выстраивать продуктивную коммуникацию — нет. Поэтому новая роль евангелиста начала набирать популярность. Этот специалист нужен каждой компании, которая хочет добиться от потребителей глубокого понимания ее продукта.

Какие задачи решает евангелист

Основная задача евангелиста — делать людей поклонниками бренда, «проповедником» которого он является. Для этого ему нужны:

  1. Уникальная история бренда, рассказ которой будет сочетать вдохновляющее повествование и знания предметной области. Специалист должен досконально разобраться в предмете. Недостаточно простого повествования о том, насколько великолепен ваш продукт, важно также подкрепить это реальными техническими знаниями и кейсами.

  2. Лояльность к продукту не только клиентов и партнеров, но и сотрудников компании. Вера коллег также важна для закрепления результата работы евангелиста.

  3. Участие в конференциях, ведение блогов, подготовка технических статей, общение с экспертами. Важно популяризировать продукцию, нести информацию о ней в массы.

Профессиональные знания и опыт

Профессиональные знания — один из столпов, на котором держится работа евангелиста. Сложно получить лояльность, не имея опоры в виде глубокого понимания принципов работы компании и продукта. При этом я уверена, что опыт в конкретной узкой сфере не столь важен, важна способность вдохновиться направлением и изучить его до мельчайших подробностей. 

В нашей компании был удивительный случай: мы начали сотрудничать с техническим специалистом, который не имел конкретного опыта работы в определенном узком направлении, которое он должен был возглавить. Поначалу мы считали, что придется потратить много времени, прежде чем мы решимся отправить его транслировать продукт в массы. Но произошло то, чего мы не ожидали: за несколько ночей новичок настолько изучил тему, что опытные специалисты не поверили, что еще неделю назад он в ней практически не разбирался. Оказалось, сотрудник обладал качествами, необходимыми евангелисту:

  • Страстью к новым знаниям и продуктам. 

  • Способностью к самообучению. 

  • Харизмой. 

  • Глубокими знаниями предметной области.

  • Умением адаптироваться.

Образование

Нужно ли евангелисту определенное образование или специальные курсы? У меня есть история, как человек, половину жизни строивший бизнес по организации квестов, стал ИТ-евангелистом. На старте нам был нужен продуктолог, который отвечал бы за «железо». Такого специалиста мы нашли в Москве, увлеченный идеей, он переехал в наш город, перевернул наше представление о hardware, превзошел самые смелые ожидания. И именно тогда мы узнали о существовании новой роли евангелиста. При этом полученное им образование, хотя и имело отношение к информационным технологиям, практически не было связано с тем, что мы имеем сейчас. Перед тем как писать эту статью, я задала ему вопрос: обязателен ли большой опыт в сфере ИТ, чтобы стать евангелистом? Ответ был кратким: «Бизнес — главная школа для евангелиста». Сейчас мой коллега является совладельцем компании, одним из самых сильных специалистов в сфере hardware в России, а также нашим главным евангелистом.

Надежность и ответственность

Многое в работе евангелиста строится на доверии со стороны компании. На нем лежит большой груз ответственности перед бизнесом и продуктом, проводником которого он является. Он не является специалистом сферы продаж или маркетологом, основная задача которых — показать продукт с наилучшей стороны и продать его как можно скорее. Задача евангелиста — завоевать лояльность как к себе, так и к продукту, сделать «долгосрочные инвестиции». Он должен раскрыть все особенности продукта, создать прозрачную историю, оставаясь честным и открытым. Это отличает евангелистов от обычных адвокатов бренда.

Коммуникабельность

Умение общаться особенно важно для евангелиста, потому что именно он является проводником между продуктом и людьми. Коммуникабельность евангелистов отличается от коммуникабельности специалистов сферы продаж. Евангелист живет продуктом и с удовольствием делится всей информацией, независимо от того, является ли слушатель потенциальным партнером или клиентом, находится ли он в рабочей обстановке или нет. Евангелист постоянно транслирует эту информацию.

Готовность к публичности, проактивность и самостоятельность

Евангелист должен быть готов к публичности. Начинать всегда можно с малого — подготовки технических статей, ведения блога. Спустя время, когда разовьется личный бренд эксперта, ему будет проще стать публичным оратором, выступать перед аудиторией.

Проактивность и самостоятельность — едва ли не самые важные качества евангелиста. Желание изменить мир к лучшему и творить историю толкает его на новые идеи и свершения. 

Евангелист — не профессия, а образ жизни. Такие эксперты редко зависят от должности или определенной компании, они прислушиваются к своим желаниям и интересам. Это позволяет им самостоятельно принимать многие решения.

Где искать евангелиста

Опубликовав на специальных сервисах вакансию с громким названием «Евангелист», вы не получите много откликов, а если и получите, то совсем не от тех специалистов, которых хотели бы видеть. Я предлагаю два пути решения этой проблемы:

  1. Евангелист — не должность, а роль в компании. Я всегда советую присмотреться к действующим сотрудникам. Часто евангелистами становятся Product Owners — они хорошо понимают ценность своих продуктов. 

  2. Второй способ менее эффективен, но также достоин внимания. Это обычный метод перебора, при котором вы ищете технического консультанта или продуктолога в различных источниках, и в процессе раскрываете таланты кандидатов в надежде найти идеальное сочетание компетенций. 

Главное, помните, что евангелист — это не профессия, а призвание, и вам следует должным образом подходить к поиску такого человека для своей компании.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!