По состоянию на март 2022 года, в России всего 4 млн индивидуальных предпринимателей, что составляет менее 5% экономически активного населения страны. Отсутствие стабильности — одна из причин, по которой многие не решаются открывать свое дело. Люди отдают предпочтение стабильному заработку в найме.
Но какие качества помогают тем, кто запустил свой бизнес и смог получить прибыль? Рассказываем о компетенциях, которые помогают успешным предпринимателям.
Умение создавать и масштабировать контент
Предприниматель не просто решает задачи, а создает масштабируемые системы, используя совокупность своих навыков и черт характера. Один из таких навыков — умение создавать контент в цифровой среде. Потому что именно в онлайне можно создать стартап, который с минимальными расходами привлечет миллион пользователей.
В качестве примера рассмотрим учителя английского языка:
-
Обычный специалист будет работать в школе и выдавать отличный результат.
-
Человек с желанием работать на себя станет репетитором.
-
Учитель с мышлением руководителя найдет несколько коллег, разработает методическую литературу и создаст школу, в которой сможет обучать десятки студентов.
-
Предприниматель переведет уроки в цифровую среду, подготовит онлайн-курс, который купят сотни тысяч слушателей. Причем разработка онлайн-курса будет менее трудозатратна, но более рискованна по сравнению с запуском офлайн-школы или репетиторской деятельностью.
Подход создания масштабируемых систем можно экстраполировать на бизнес, маркетинг, обучение и любое другое коммерческое человеческое взаимодействие. У каждого современного предпринимателя должно быть общедоступная контентная платформа в виде сайта, блога или базы видео. Она будет выполнять работу по привлечению клиентов.
МВА №1 специально для В2В и обучения руководителей
35+ специализаций обучения, практические курсы с прямыми эфирами, встречами
и обратной связью. Сделайте рывок в бизнесе или карьере и получите современные управленческие и профессиональные компетенции в одной из ведущих
бизнес-школ России!
Качества характера не гарантируют результат
Основатель и гендиректор компании «Стартап под ключ», бизнес-тренер РШУ Максим Котляренко напоминает, что любое качество характера или развитый навык не гарантируют результат в бизнесе. Предпринимательство — это деятельность, которую человек осуществляет на свой страх и риск. Поэтому не стоит надеяться, что какие-то компетенции обязательно приведут к успеху.
Из этого можно сделать вывод, что одним из главных умений предпринимателя является способность рисковать, ставить многое на кон, выходить из зоны комфорта. А если что-то не получается, то не сдаваться и идти дальше. Людям без таких качеств характера будет сложно развивать бизнес.
Максим Котляренко, основатель и гендиректор компании «Стартап под ключ», бизнес-тренер РШУ:
«Приучать себя рисковать можно только через постоянные эксперименты, через действия. Сначала человеку нужно осознать, зачем он вообще идет в предпринимательство. Затем, держа в голове это осознание, идти на разумный риск, делать и еще раз делать.
Тренировать это качество помогает отношение к процессу риска как к игре — нужно добиться легкого отношения к происходящему, постараться немного снизить важность происходящего, научиться относиться проще к победам и поражениям. Но главное — делать».
Умение находить и анализировать информацию
Еще несколько лет назад общедоступные источники информации были ограничены библиотеками и печатной прессой. Чтобы спросить совета или договориться о сотрудничестве, приходилось лично знакомится с нужными людьми.
Сейчас все стало проще — появился интернет и поисковые системы. Предпринимателю нужно научиться разбираться в них, искать информацию и создателей контента, знать тренды, понимать, где взять нужные данные. Например, при помощи Яндекс.Вордстат и Гугл Трендс можно узнать, что и как часто ищут пользователи в поисковиках. В YouTube — какие видео набирают максимум просмотров. В Twitter — проанализировать набирающие популярность тренды по хештегам.
Изучив эти данные, можно прогнозировать спрос на товары и услуги, выявить сезонные особенности и понять, когда обычно происходит всплеск интереса на какой-то конкретный продукт, чтобы заранее подготовиться к нему.
Визионерство
В бизнесе так называют умение предвидеть тренды и заранее создавать продукт, который станет популярным. Ярким примером визионерства можно назвать путь компании Apple — ее основатель Стив Джобс предугадывал популярность разных подходов и делал продукты, которые меняли привычные сценарии использования. Визионерство даже в крупных компаниях считают одним из самых перспективных навыков для менеджера и предпринимателя.
Для развития визионерства предприниматели изучают межотраслевые исследования, проводят глубинные интервью с пользователями продукта, применяют теорию решения изобретательских задач. Если руководитель или предприниматель хочет стать визионером, ему следует сосредоточиться на развитии креативных и аналитических навыков.Роман Горбачев, директор и основатель дизайн-агентства Логомашина:
«Предприниматель должен видеть, как проект будет выглядеть через год, транслировать свою заинтересованность, тем самым мотивируя сотрудников и себя больше работать. В бизнесе визионерское мышление проявляется, если ты хорошо ориентируешься в отрасли, можешь описать сценарий развития рынка.
Нужно уделять время анализу: слушать экспертов в нише, обсуждать с коллегами рынок и продукты, спрос и конкурентов, проводить контент-анализ, анализировать собственный бизнес. Со временем знаний станет много, это поможет видеть, что и как будет развиваться».
Не бояться нанимать профессионалов
В бизнес-литературе часто рассказывают о важности делегирования, о том, что нужно не бояться передавать задачи и затем контролировать результат. Но как правило, проблема обычно не в том, чтобы дать поручение, а в том, что исполнители часто приносят не то, что нужно руководителю. Решить эту проблему можно по-разному.
Например, можно сосредоточиться на создании системы обучения для молодых специалистов: придумать или адаптировать курсы, подготовить множество инструкций, нанять менеджеров, которые будут контролировать их исполнение. Это отличный метод масштабирования бизнеса, но он работает только при наличии ресурсов.
Софья Ракитина, сооснователь и CEO студии дизайна maryco, предлагает на старте не бояться сразу искать профессионалов, потому что за отлично реализованными проектами обычно стоит сильная команда, а не новички. Хотя работать с профессионалами сложнее: нужно вести диалог, грамотно ставить задачи, создавать комфортные условия.
Софья Ракитина, сооснователь и CEO студии дизайна maryco:
«Чем быстрее найдешь сильных специалистов, тем быстрее будет развиваться компания. На старте мне мешали ограничения в голове: профессионалы стоят дорого, я не смогу взаимодействовать с ними наравне. Как я советую проходить через это: не бояться и идти в коммуникацию, спрашивать, какие у человека зарплатные ожидания, что его мотивирует. Может быть, он скажет, что ему не интересно работать в компании, у которой еще нет именитых клиентов.
И такая обратная связь тоже важна, она позволяет понять, какой должна стать компания, чтобы быть интересной классным профессионалам. Это мотивирует развивать свой продукт, наращивать опыт, искать крупные проекты и растить HR-бренд».
Идея развивать такую черту характера, как смелость, можно применить не только к найму и управлению сотрудниками. Консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал Регионов» Григорий Пахомов уверен, что предпринимателю нужно учиться работать со своими страхами. Избавиться от страха невозможно, к тому же, страх полезен: толкает предпринимателя мыслить шире и стратегически просчитывать возможные негативные сценарии. Смелость помогает предпринимателю преодолевать негативные сценарии и пробовать новые пути решения вопросов.Григорий Пахомов, консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал Регионов»:
«Смелость важна во всем. Бывает, что многие предприниматели находят смелость только для открытия бизнеса. А дальше руководствуются принципами, что лучшее — враг хорошего. Для достижения больших результатов необходимо ставить перед собой большие цели и поэтапно их выполнять. Внешние и внутренние факторы, которые тормозят развитие бизнеса, будут всегда. Именно смелость будет главным двигателем развития».