MBA
Личный кабинет
Как стать генеральным директором

Как стать генеральным директором

Какими компетенциями должен обладать CEO. Инструкция для тех, кто не боится трудностей.
32556

CEO, главный исполнительный директор, генеральный директор — это высшее руководящее звено в управлении компании. Именно он координирует деятельность остальных топ-менеджеров, работает над развитием бизнеса, ищет стратегические возможности для развития бизнеса. Кроме того, он лицо компании, если бизнес планирует стать публичным и продавать акции. Рассказываем, как стать генеральным директором компании, и какими навыками должен обладать востребованный на рынке профессионал.

Кто такой генеральный директор

Формально стать генеральным директором довольно просто — достаточно зарегистрировать ООО и самого себя назначить руководителем. Но если мы говорим о гендиректоре в крупной компании, то все намного сложнее.

Генеральный директор — это руководитель организации, человек, который отвечает за все процессы и результаты. Он подчиняется собственникам компании, нередко является одновременно учредителем и гендиректором бизнеса. Часто учредители формируют идеологию компании, думают о миссии бизнеса. Гендиректор же отвечает за создание и реализацию стратегии деятельности.

В небольшой фирме гендиректор сам руководит основными направлениями операционной деятельности — настраивает процессы производства и сбыта, рекламы и хозяйственного обеспечения. Когда бизнес растет, гендиректор начинает управлять топ-менеджерами — операционным директором, главными по финансам, рекламе и маркетингу, сбыту, производству, а также занимается стратегическим развитием.

Генерального директора нанимает совет директоров, учредителей или акционеров. Поэтому универсальной инструкции, как стать генеральным директором, нет — все зависит от особенностей бизнеса.

Должностная инструкция генерального директора

Основные обязанности руководителя организации прописаны в его должностной инструкции. Чтобы стать генеральным директором, нужно еще до назначения на эту позицию разобраться в каждом пункте. Генеральный директор:

  • Руководит всей деятельностью организации.

  • Сотрудничает с собственниками бизнеса и советом директором в части развития компании и разработки стратегии деятельности.

  • Контролирует и координирует операционные процессы в компании.

  • Участвует в разработке долгосрочных целей организации.

  • Обеспечивает законность деятельности компании.

  • Контролирует эффективность использования ресурсов.

  • Организует учет и делопроизводство.

  • Отвечает за увеличение показателей эффективности предприятия: прибыли, рентабельности, оборота.

  • Организует процесс найма и развития персонала, контролирует ресурсное обеспечение предприятия, проведение аттестации.

Это неполный список — в зависимости от размера компании и наличия других топ-менеджеров должностная инструкция может меняться.

Читайте также: Карьера руководителя: с чего начать и как развиваться

Основные навыки CEO

Перед тем как стать генеральным директором, нужно сначала поработать на других ступенях управленческой иерархии, например, коммерческим или операционным директором. Это хороший опыт, он наверняка пригодится на должности CEO, но и этого недостаточно. Дело в том, что работа генерального директора — это ответственность за всю компанию и процессы. Поэтому придется овладеть разными навыками, которые помогают улучшить качество менеджмента, повысить операционную эффективность компании и результативность расходования бюджета.

Генеральный директор должен в первую очередь разбираться в том, как управлять и развивать бизнес:

  • Не просто использовать какую-то управленческую парадигму, а конструировать систему управления.

  • Планировать и измерять ресурсы, знать разные фреймворки для этого.

  • Понимать, что такое современный корпоративный менеджмент, жизненный цикл продукта.

  • Обладать сразу тремя компетенциями руководителя — быть исследователем, конструктором и организатором.

Задача генерального директора — повысить операционную эффективность компании. Для этого он должен понимать, как создать сбалансированную систему целей, знать основные приемы оптимизации бизнес-процессов, разбираться в методах увеличения доходов в том числе в условиях кризиса и неопределенности.

CEO должен уметь управлять сотрудниками. Это значит, что ему нужно понимать разные системы мотивации, привлекать людей с подходящими навыками, разбираться в процедурах оценки, управлять развитием сотрудников. Причем не только линейного персонала, но и руководителей. Генеральный директор — это менеджер тех, кто управляет.

Кроме текущих процессов, генеральный директор должен заниматься развитием компании: понимать, когда нужно накапливать ресурс, а когда запускать интенсивное движение. Владельцы компаний обязанностью гендиректора часто считают создание «фабрики инноваций» — нужно наладить процесс генерирования и реализации новых идей, создать систему реализации и тестирования прототипов, анализировать результаты и запускать стартапы внутри компании.

Курс повышения квалификации «Генеральный директор»
Проработайте важные стратегические и оперативные вопросы в формате практикумов и дискуссий, получите инструментарии для самостоятельного внедрения изменений от экспертов Русской Школы Управления!

Генеральный директор должен понимать сущность и предназначение бизнеса — быстро ориентироваться в том, какие ценностные предложения можно создать из имеющихся ресурсов, какие из них будут востребованы на рынке. Как руководитель, он должен управлять финансовым блоком, решать, какие ресурсы и куда нужно направить. Для этого CEO изучает отчетность, ставит задачи финансовому и коммерческому директорам, управляет финансовым циклом компании.

Не менее важны для CEO и мягкие навыки. Гендиректор, как и любой эффективный руководитель, должен уметь управлять временем, знать, как сконцентрироваться на задаче. Нелишним будет распознавание лжи, умение использовать методы профайлинга. Наконец, ему следует развивать и эмоциональный интеллект — генеральный директор часто принимает сложные решения, а значит, он должен быть морально устойчивым.

Генеральный директор — это человек, который отвечает за стабильное и одновременно интенсивное развитие компании, умеет реагировать на изменения бизнес-среды и обращать их себе на пользу. Научиться этому с нуля сложно — многое зависит от опыта, количества и качества уже решенных задач.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!