В период глобальных перемен возрастает доля неопределенности в экономике, политике и обычной жизни. Людям нужны лидеры, которые могли бы вести за собой, вдохновлять и помогать двигаться вперед.
Лидеры харизматичны, способны мотивировать сотрудников личным примером, их слова всегда соответствуют делам. По мнению доктора психологических наук, профессора МГУ имени М. В. Ломоносова Тахира Базарова, у лидеров три основных психологических роли в группе:
-
Медиаторы. Должны ориентироваться на эмоциональную составляющую взаимодействия людей, определять состояние сотрудника и одновременно фон для всей команды.
-
Фасилитаторы. Их задача — организовывать команду, ставить цели.
-
Модераторы. Берут на себя ответственность и выбирают модели решения проблем.
Возникает закономерный вопрос: лидерами рождаются или становятся? Может ли любой воспитать в себе качества, нужные, чтобы играть эти роли и вести людей за собой? Мы уверены, что лидерские компетенции и харизму можно тренировать. Для этого нужны:
1. Вера в себя и в свой авторитет
Лидер должен верить в себя — иначе другие ему не поверят. Уверенность в своих силах и компетентности должна исходить из опыта и развитых профессиональных навыков. Эмоционально стабильный и спокойный лидер способен исполнить основные психологические роли в команде.
2. Целеустремленность
Лидер понимает, куда он движется и ведет свою команду. Он умеет определять цели и достигать их — для себя и подчиненных. Не отказывается от ответственности, может работать в условиях неопределенности. Отличительная черта любого лидера — способность добиваться своего, даже когда ситуация и внешние обстоятельства складываются не лучшим образом.
Смотрите также: Как определить управленческий масштаб3. Самодисциплина и способность фокусироваться на задаче
Лидер умеет концентрироваться на цели и понимает важность самодисциплины. Он эффективно распоряжается важными ресурсами — временем и энергией. Многие застревают в рутине и теряют стратегические задачи из фокуса внимания. Лидер может фокусироваться на задачах первостепенной важности, не распылять ресурсы и оптимизировать маршрут до цели.
4. Умение взаимодействовать с окружающей средой
Харизматичный лидер умеет правильно взаимодействовать с окружающим пространством, получает и расшифровывает сигналы, приходящие из него. Он быстро обрабатывает информацию и использует ее для корректировки курса.
Также он проявляет пластичность и гибкость — это важные черты характера харизматичного лидера. Даже если совершает ошибку, то не боится ее признать. Это делает его образ в глазах сотрудников еще более притягательным.
Качества, которые нужны эффективному лидеру
Известный американский врач и писатель Дипак Чопра называет семь основных качеств, которые, кроме харизмы, нужны эффективным лидерам:
-
Ответственность. Лидер отвечает за неудачи всей команды.
-
Умение слушать и смотреть. Этот навык позволит сделать правильные выводы в отношении каждого работника.
-
Эмоциональная связь поможет выстроить отношения с подчиненными.
-
Доверие и справедливость. Дайте сотрудникам самим принимать решения.
-
Осведомленность. Лидер владеет информацией и контролирует ситуацию.
-
Способность к действию. Лидер должен принимать решения.
-
Синхронность. Позитивный настрой влияет на, казалось бы, никак не связанные события.
Запомнить
- В период нестабильности люди особенно нуждаются в сильных лидерах.
- Лидеры отличаются харизмой, способностью мотивировать подчиненных личным примером, правдивостью.
- Основных психологических ролей лидера в коллективе — три: медиатор, фасилитатор, модератор.
- Лидерские компетенции и харизму можно тренировать. Для этого нужны: вера в себя, целеустремленность, самодисциплина и умение взаимодействовать со средой.
- Эффективного лидера, кроме харизмы, также отличают семь качеств: ответственность, умение слушать и смотреть, эмоциональная связь с подчиненными, доверие и справедливость, осведомленность, способность к действию и синхронность.