Как бизнес адаптируется к переменам во время пандемии

Как бизнес адаптируется к переменам во время пандемии

Успешные кейсы российских компаний
7041

Кризис поставил бизнес в нестандартные условия: перемены настолько значительны, что они коснулись не только отдельных сфер деятельности, но и целых отраслей. Можно по пальцам пересчитать компании, которые работают в этих условиях и чувствуют себя более или менее уверенно. 

Остальным, кто собрался дожить до лучших времен и не обанкротиться, приходится переориентировать работу в экстренных условиях: переписывать планы, менять бизнес-модели, даже придумывать форматы межотраслевого взаимодействия. Например, делиться персоналом (продуктовый ритейл и спортивные магазины) или переходить в другую сферу деятельности (доставка заказов водителями такси). Мы решили узнать у предпринимателей, как на практике проходит борьба за выживание и что российский бизнес делает для того, чтобы остаться на плаву. 

CarPrice: как продать автомобиль не выходя из дома 

Сооснователь и исполнительный директор сервиса по продаже автомобилей CarPrice Олег Заньков:

Мы переориентировались на бесплатные выездные осмотры. Из-за режима самоизоляции все салоны CarPrice сейчас закрыты, автовладелец не может приехать к нам для продажи машины. Но в это непростое время продажа автомобиля может быть делом жизненной важности — ведь ипотеки, кредиты, долги, арендную плату никто не собирается отменять.

Как организовали бизнес-процессы в условиях кризиса

Клиент может вызвать нашего курьера-эксперта, который обеспечен всеми необходимыми мерами предосторожности (маска, санитайзеры, перчатки). Он приедет к дому, возьмет ключи, проведет осмотр авто и запустит онлайн-аукцион. Во время осмотра авто клиент может наблюдать за процессом на расстоянии, или вернуться домой и подождать окончания аукциона для определения цены.

После этого мы готовим все необходимые документы по сделке, клиент просто ставит подпись в двух местах — и сделка совершена. Мы настроили возможность мгновенного перевода денег за авто на карту или банковский счет, чтобы клиенту не пришлось даже пересчитывать наличные деньги.

В режиме выездных осмотров мы работаем с начала апреля. Уже видим, что услуга востребована: в день приходит до 200 заявок. Конечно, не все встречи приводят к сделке, но в целом показатели превышают наши ожидания.



Фитнес: переход в онлайн и корпоративный спорт на удаленке

Основа бизнес-модели ИТ-компании FITMOST — единый абонемент в фитнес-клубы, спортивные студии и велнес-центры в разных городах. Эта отрасль пострадала одной из первых — с началом пандемии  власти закрыли все заведения. О том, как компания перестроилась в  новой реальности, рассказывает Александра Герасимова, сооснователь и CEO FITMOST:

Каждый месяц мы росли. Март — всегда чуть ли не самый лучший месяц в году для нашего бизнеса. Но случилось то, что случилось. После 10 марта наша выручка начала падать, а сейчас она практически исчезла.

16 марта мы запустили бесплатную заморозку абонементов, чтобы клиенты могли воспользоваться баллами в любое время, пока ситуация не придет в норму. 

18 марта мы разработали концепцию для групповых live-тренировок. 

19-го запустили абонемент «Живи одним днем» на 990 рублей, чтобы можно было не гадать, закроют фитнес-клубы или нет, а просто записаться на тренировки в этот же день. 

20 марта создали чат, в котором собрали более 200 владельцев и управляющих бизнесом, чтобы искать решения и поддержку. 

Переход в онлайн

23 марта, когда вышел указ мэра Москвы о закрытии фитнес-студий, мы уже были к этому готовы — в этот же день стартовал проект FITMOST LIVE. На сайте компании появилась возможность записаться на live-тренировку с преподавателями лучших фитнес-студий Москвы. Любая студия, которая проводит тренировки в режиме live, может добавить их к нам на платформу. Это отличная возможность мотивации для занятий спортом дома, так как физическая активность упала и иммунитет нужно укреплять. Даже на самоизоляции нужно регулярно заниматься спортом и поддерживать активный образ жизни.

Корпоративный фитнес на удаленке

Также мы запустили корпоративный тариф. Сейчас многие компании перевели сотрудников на удаленную работу, поэтому такой формат особенно актуален: теперь с коллегами можно не просто созваниваться для совещаний, но еще и вместе заниматься спортом. Организации хотят поддерживать сотрудников и в дистанционном режиме, а у нас есть возможность провести любую тренировку под запрос. Онлайн позволил нам запустить этот формат на Россию, Беларусь, Украину и Казахстан.

Что это нам даст

  1. Это даст нам возможность сейчас выживать и получать дополнительную выручку.

  2. Мы поможем фитнес-клубам и студиям, у которых сейчас вообще нет возможности зарабатывать. Кроме того, мы дадим немного заработать тренерам.

  3. Мы поможем людям поддержать свою физическую форму и укрепить иммунитет в этот сложный период.

Маркетинговое агентство: ивенты в онлайне и новые виды услуг

Новая реальность повлияла на запросы клиентов. Дарья Веркеенко, сооснователь и управляющий директор маркетингового агентства «Слово и дело», о том, как изменился рынок маркетинговых услуг:

Мы молодое агентство маркетинговых коммуникаций и делаем ставку на модификацию услуг. Пересмотрели работу ивент-направления: раньше было сложно представить спортивные мероприятия и бизнес-завтраки в онлайне, но оказалось, что проводить такие мероприятия на виртуальных площадках проще и дешевле.

Другим сложным направлением казалась работа тайных покупателей. В силу понятных причин упал спрос на аудит торговых точек. Многие наши клиенты перебросили ресурсы на онлайн-продажи. Мы подключились к контролю и аудиту работы удаленных технических поддержек и консультантов, чтобы удержать качество оказываемых услуг на высоте.

Уже сейчас понятно, что все новые и преобразованные старые услуги останутся в нашем арсенале после окончания этого тяжелого периода. Уверена, что текущий кризис в долгосрочной перспективе поможет нам вырасти и получить новый опыт. Кроме того, мы готовы уже сейчас делиться этим опытом с коллегами.

До конца эпидемии мы будем оказывать бесплатную консультативную экспертную поддержку предпринимателям, чей бизнес находится под угрозой. Мы назвали этот проект «Бизнес за бизнес», и в его рамках станем помогать предпринимателям пережить кризис. Вместе подумаем, как можно модифицировать услуги, сделав их актуальными в нынешних условиях, расскажем, как упаковать новый продукт, и как оптимизировать расходы на рекламу на период простоя. 

Школа робототехники: Be fine! Go online!

Павел Фролов, основатель международной сети школ робототехники ROBBO Club, — о переводе обучения в онлайн-режим:

Компания «РОББО» производит образовательную робототехнику (производство находится в России и Финляндии), оборудует инженерные классы в школах и управляет сетью кружков робототехники ROBBO Club. Сейчас нам пришлось закрыть производство, все 130 «РОББО Клубов» и 300 «РОББО Классов» в 18 странах мира. Поэтому наш лозунг — «Be fine! Go online!»: сосредоточение всех сил на развитии онлайн-направлений бизнеса. В РОББО работает более 70 человек, в сети клубов — более 400. Мы сохраним коллектив: все работают удаленно, задач меньше не стало.

Что было сделано для перехода в онлайн-формат

  1. Запустили дистанционные курсы программирования, 3D-моделирования и схемотехники. Речь идет не о вебинарах в записи, а о полноценных занятиях в режиме реального времени с преподавателем в группах до 5 человек. Все 130 кружков перешли на онлайн-обучение еще с 20 марта, поэтому более 80% наших учеников продолжили заниматься.

  2. Разработали и вывели на рынок новый продукт — франшизу онлайн-школы робототехники, программирования и 3D-печати. За последние полгода мы продали порядка 20 франшиз оффлайн-клубов, которые должны были открыться весной. Теперь они запускаются сразу в онлайн-режиме, а работать очно начнут после снятия всех ограничений. Такой опыт лег в основу разработки франшизы онлайн-школы, открыть которую можно намного быстрее и с меньшими вложениями. Так, на запуск бизнеса нужно всего 14 дней и от 490 000 руб.

Режим самоизоляции заставил нас быстро перевести обучение в онлайн, работу — на удаленный режим. Мы придумали и запустили новый продукт и из режима самоизоляции выйдем с онлайн-курсами и франшизой онлайн-школ. Уверен, эти форматы будут востребованы и после снятия ограничений.

Запомнить

  • Некоторые компании перестроились и успешно противостоят кризису. Берите с них пример, изучайте успешные кейсы.
  • Придумайте и выведите на рынок востребованный новый продукт или модернизируйте старый. Сейчас могут пользоваться спросом неочевидные предложения. Обратите внимание на смежные отрасли и непрофильные для вас задачи.
  • Перейдите в онлайн.
  • Думайте о клиентах.
  • Думайте о сотрудниках.
  • Помните, что потерпевшие кораблекрушение часто погибают не от жажды, а от страха — они быстро сдаются, хотя могли бы держаться неделями. Сейчас бизнес оказался в похожей ситуации. Действуйте и ничего не бойтесь. Обратите внимание на наши антикризисные курсы.

Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и почти 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном для вас формате в любое время и в любом месте!

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!