Психология потребителей устроена таким образом, что им интереснее делиться негативом. Проще на эмоциях строчить отрицательные отзывы, ставить одну звезду, обвинять во всех бедах службу поддержки. Если выдался плохой день, а продавец подлил масла в огонь и снова прислал чехол для хранения зарядников не того цвета — высока вероятность, что в карточке товара появится отрицательный отклик.
Содержание:
— Почему нельзя молчать в ответ на отзывы
— 10 ошибок при ответах на отзывы
— Как отвечать на негатив: пошаговая инструкция
Почему нельзя молчать в ответ на отзывы
Многие считают, что работать с отзывами не нужно: отрицательные можно удалить, нейтральные пропустить, а положительные нет смысла читать. В этом кроется ключевая ошибка — если оставлять отзывы без внимания, под удар попадает репутация бренда. Игнорирование значит безразличие. Потенциальные клиенты и партнеры видят, что компания молчит, то есть решать проблемы и улучшать сервис она не желает. Тогда есть ли смысл сотрудничать?
Критики боятся все: большинство брендов при виде низких оценок и отрицательных отзывов стремится очистить карточку товара. Самая распространенная ошибка — удалять негативные отзывы реальных людей и не разбираться в ситуации. Если с момента публикации прошло более суток, ее уже могли увидеть другие клиенты. Удалить отзыв — подтвердить слова оппонента.
Например, клиент собрал корзину, хотел оплатить покупку, но менеджер не перезвонил для подтверждения заказа. Ничего не остается, как отразить свое недовольство в интернете. Негативный отзыв этого клиента — знак, что нужно отрегулировать работу отдела продаж и связаться с покупателем. Однако ряд компаний предпочитает реагировать иначе. О них мы и поговорим.
10 ошибок при ответах на отзывы
Реагировать в режиме черепахи. Положительные отзывы могут подождать лайков и реакций. Но когда речь идет о плохом качестве товара или сервиса, долго молчать недопустимо. Максимальное время реагирования — 24 часа.
Победителем в нашей шуточной номинации «Самый долгий ответ» является ВКонтакте. Весной 2021 года вышло обновление мобильной версии, о необходимости которого пользователи писали несколько лет подряд. Бренд решил обыграть негатив с юмором. На билбордах появилась реклама со скриншотами отзыва четырехлетней давности, на котором ВКонтакте ответил и поблагодарил за терпение. Шалость удалась, но компаниям с менее крепкой репутацией предпочтительно следить за скоростью ответа.
Угрожать и пугать судами. Не рекомендуем отвечать негативом на негатив. Компания независимо от уровня агрессии должна поддерживать вежливый деловой тон и соблюдать субординацию. Низкосортный ответ продавца скажется на репутации и продажах.
Причина негативного отзыва не всегда в плохом качестве товара или обслуживания. Иногда она кроется в неоправдавшихся ожиданиях. Например, клиент недоволен ценой или неправильно понял описание товара. В подобных случаях стоит вежливо прояснить ситуацию и рассказать больше о преимуществах сотрудничества. Ниже пример некорректных ответов селлеров на одном из маркетплейсов:
Использовать нецензурную брань. Если комментарий задел за живое, прежде чем писать первое, что пришло в голову, нужно взять тайм-аут и остыть. Тактичность и доброжелательность — важный шаг к взаимопониманию. Даже если отзыв кажется абсурдным, нужно отвечать рационально, как положено серьезной и успешной компании.
Обесценивать недовольство клиента. Если покупатель поделился проблемой, он хочет, чтобы его услышали и предложили решение. Компания должна внимательно изучить нюансы сложившейся ситуации и предложить помощь в урегулировании вопроса.
Еще несколько примеров. Если средство не подошло, можно рассказать подробнее о других средствах из линейки и правильных способах их применения. Однако на скриншотах видно, что продавцы предпочли ставить диагноз и агрессивно учить своих покупателей жизни.
Переходить на личности. Это запрещенный прием. Не стоит указывать, что авторы отзывов не обладают нужными знаниями, компетенциями или внешностью. Перейти на личность недовольного пользователя — настроить против себя интернет-общественность.
В общении с клиентом важно отделять конструктивную критику от деструктивной. Конструктивная критика всегда содержательна и конкретна. Деструктивная часто имеет оскорбительный оттенок и не содержит никакой информации. Чтобы отделить конструктивную критику от эмоциональной, необходимо задавать уточняющие вопросы.
Писать шаблонные фразы и не вникать в смысл. Как клиент почувствует свою значимость, если с ним общается бот? Типичные ответы обычно выглядят так: «Вы сами виноваты», «Это другой клиент испортил вещь», «Это на ПВЗ проблемы». Шаблонная отписка снижает продажи: потенциальные покупатели не видят гарантий, что им не попадется брак.
На скриншотах, представленных ниже, видна обратная ситуация: отзыв положительный, но есть нюансы. Сразу становится понятно, что продавец смотрит только на количество звезд и даже не читает отзыв.
Шутить не в тему. Остроумно шутить дано не всем компаниям. Иногда комментарии смотрятся абсурдно или напоминают троллинг. Бренд может ответить остроумно с нотками самоиронии. Но перегибать палку и уходить в плоский юмор, который может обидеть, не стоит.
Давать ненужные советы. Каждый ответ должен содержать решение или намерение решить проблему. В приведенных примерах хорошее начало, но не самое удачное завершение:
Перебарщивать с эмодзи и знаками препинания. В ответе не нужны десятки смайликов, передергивания и стихи. Компания должна сохранять нейтральный Tone of Voice, даже если эмоции бьют через край.
Видеть конкурентов в каждом клиенте. Не исключено, что негативный отзыв действительно опубликован при участии конкурента. Чтобы сразу отбросить этот вариант, компания должна всерьез поработать над качеством товара: исключить брак, опубликовать правдивое описание товара и подгрузить фотографии.
Как отвечать на негатив: пошаговая инструкция
Где-то отрицательная обратная связь может быть действительно необъективной. Задача бренда — отфильтровать, принять и отработать:
-
Приветствие: если указано имя или ник, обязательно его нужно использовать.
-
Благодарность: можно сказать спасибо за выбор компании и потраченное время.
-
Извинения: даже если покупатель действительно не прав, отмечайте, что вам жаль, что компания не смогла оправдать ожидания и вы будете разбираться в этом недоразумении.
-
Заинтересованность: если нужны уточняющие данные, можно задать дополнительные вопросы. Если просьба уточнить информацию остается без ответа, другие пользователи могут воспринять комментарий как фейк.
-
Решение: что компания готова сделать, чтобы исправить ситуацию и решить проблему.
-
Позитив: можно указать, что компания будет рада продолжить сотрудничество с покупателем или пожелать всего хорошего.
Отвечать на отрицательные отзывы полезно. Надеемся, что после прочтения этой статьи вы уже отвечаете кому-нибудь: «Большое спасибо, что обратили внимание на этот дефект. Нам очень важно продавать качественные вещи. Мы постараемся исправить отладить процесс производства и сделать товар намного лучше. Извините за доставленные неудобства»?
Как бороться с негативом, укрепить репутацию и получать положительные отклики? Markway подробно расскажет в блоге.