8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Финансовая отчетность компании

Финансовая отчетность компании

В каких документах должен разбираться современный руководитель, какие элементы входят в финансовую отчетность и откуда берутся основные показатели
26829

Статья подготовлена на основе лекции Алексея Петрова, эксперта в области внутреннего контроля, налогового, финансового, управленческого консалтинга, преподавателя Русской Школы Управления.

Современный руководитель обязан уметь читать финансовую отчетность. Бывает, топ-менеджер утверждает, что и слышать о ней не хочет, потому что у него хороший финансовый директор. Но современный менеджер, отказываясь разбираться в финансовой отчетности своего бизнеса, лишается возможности понимать, что происходит с его компанией. Он доверяет чужому мнению и не может объективно оценивать ситуацию.  

Содержание финансовой отчетности

Один из универсальных показателей, который нужно знать для управления бизнесом, — это коэффициент ROI (возврат прибыли на инвестиции). Он может применяться любыми организациями, демонстрируя отношение чистой прибыли к балансовой величине собственного капитала — разнице между активами и долгами (обязательствами) бизнеса. Откуда же берутся показатели, позволяющие управлять бизнесом, как найти их источники? Этому поможет финансовая отчетность.

Финансовая отчетность — документ, содержащий правдивую, надежную, достоверную, информацию об активах, капитале и обязательствах бизнеса.

Он состоит из нескольких блоков. 

  1. Бухгалтерский баланс — сведения об активах и обязательствах компании. Разница этих показателей может быть как положительной, так и отрицательной. Эта величина капитала нужна в том числе для определения показателя рентабельности инвестиций. 

  2. Отчет о финансовых результатах — доходы, расходы, прибыль за определенный период. 

  3. Отчет о движении денежных средств. Их приток и отток в результате операционной, инвестиционной, финансовой деятельности. 

  4. Приложения к бухгалтерской отчетности, отчет о движении капитала и другие документы.  

Руководитель обязательно должен разбираться в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств. 

Финансовый отчет — это источник данных, который нужен многим. Кроме руководителя им интересуются:

  • Акционеры (которые уже вложили деньги в бизнес) и инвесторы (кто только собирается вложить). Исходя из отчетности, они могут определить, насколько удачно инвестировали и стоит ли это делать в принципе. 
  • Сотрудники. Опытный работник, заглянув в годовой отчет компании, может понять, достаточно ли ему платят за работу. Или, например, стоит ли оставаться в компании — вдруг она находится в предбанкротном состоянии.
  • Кредиторы, например, банки. 
  • Государство (Налоговая инспекция). 

Кроме финансовой, существует еще налоговая и управленческая отчетность. Финансовая отчетность готовится для внешних и внутренних пользователей (международные, национальные). Налоговая — для государственных органов. Управленческая отчетность — для внутренних пользователей в соответствии с корпоративными правилами.


Смотрите также: Управленческий учет. Практика применения

Как правило, отчетность готовят по методу начисления. Результаты операций и любых событий отражаются по факту их свершения, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Доходы признаются в тот момент, когда они заработаны, а расходы — когда понесены. Денежные средства признаются в момент их получения или выплаты. 

Это значит, что миллионы, указанные в отчете, — не реальные деньги, а некий расчетный показатель. Например, вы подписали акт выполненных работ в октябре, а заплатят вам по условиям договора в марте следующего года. Значит, доход появится не в марте, а в ноябре — когда работа выполнена. И в этом заключается метод начисления. У вас может быть много денег, но маленькая прибыль. Или, наоборот, нет денег совсем, но прибыль будет числиться большой. Потому что денежный поток движется в отрыве от финансовой отчетности, и для него придуман специальный отчет о движении денежных средств. 

Именно поэтому анализировать нужно три документа финансовой отчетности: 

  1. Баланс.

  2. Отчет о финансовых результатах. 

  3. Отчет о движении денежных средств. 

Однако чаще всего используется именно учет по методу начисления: результаты операций и прочих событий отражаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Доходы признаются, когда они выплачены, а затраты — когда они понесены. Денежные средства признаются в момент их получения или выплаты. 

Основные элементы финансовой отчетности

Основные элементы отчетности одинаковы в любой юрисдикции. Активы, то есть то, что существует физически (деньги, дебиторские задолженности, запасы на складах, векселя, незавершенное капитальное строительство и прочее) складываются из нескольких составляющих. Собственный капитал — это то, что дал вам собственник (в виде акционерного или уставного капитала). Разница между доходами и расходами представляет собой прибыль. Сложив эти три компонента, мы выйдем на сумму активов. 

Например: 

Активы = Обязательства + Собственный капитал + Прибыль = Обязательства + Собственный капитал + (Доходы и Расходы) 

В итоге мы должны выйти на балансовое равенство, которое выглядит так: 

Активы = Собственный капитал + Обязательства 

Активы — это то, чем владеет бизнес. Пассивы — то, что явилось источником того, чем владеет бизнес.

Любой финансовый, бухгалтерский баланс складывается из нескольких блоков. 

Активы: 

  • Долгосрочные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения).
  • Оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства).

Цель анализа активов — понять направленность инвестиционной политики компании. 

Пассивы: 

  • Собственный капитал (уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль).
  • Долгосрочные обязательства (кредиты и займы).
  • Краткосрочные обязательства (кредиты и займы, кредиторская задолженность).

В пассиве можно увидеть источники финансирования, срочность погашения. Цель анализа пассивов — оценить риски, связанные с видом источников финансирования (собственные/заемные), срочностью погашения обязательств. 

Баланс — это важнейший документ, который показывает, чего вы достигли за отчетный период. 

Оценивая баланс, можно понять стратегию компании и увидеть существующие проблемы. По доле собственного и заемного капитала можно увидеть, сколько в бизнесе своих средств. Потому что из всей суммы «свое» — это капитал, а все остальное — долг. 

Так можно оценить динамику, сопоставив цифры отчета в прошлом году, например, и в текущем. Баланс показывает, что у вас есть в последний день отчетного периода и как это появилось — за счет собственных (своего капитала) или заемных денег. Наблюдая динамику статей, их взаимодействие, вы можете оценить: куда тратятся деньги, каковы проблемы с платежеспособностью, за счет чего все происходит, сколько надо отдать денег в срок до года и после года.

Больше информации — на курсах Русской Школы Управления по финансам и экономике. Узнать подробности и зарегистрироваться →

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!