бизнес-тренером Михаилом Дуровым.
В оценке профессионализма руководителя или начальника отдела продаж есть две дилеммы:
-
Первая связана с поиском нового сотрудника: лучше назначить начальником опытного продавца «из своих»?
-
Или найти готового руководителя на рынке?
Вторая возникает при определении стратегической системы управления продажами: чем управляет этот руководитель в первую очередь — продажами как процессом или командой?
Руководитель отдела продаж из своих опытных продавцов
Плюсы:
-
Демонстрация карьерного лифта в компании.
-
Общий рост лояльности сотрудников и нового руководителя.
-
Быстрая адаптация сотрудника — он и так знает, как в компании все устроено.
-
Экономия на подборе.
Минусы:
-
Нет управленческого опыта. То, что он умеет продавать сам, не обязательно означает, что он сможет управлять другими продавцами. Есть риск нарушить работу отдела.
-
Коллеги не примут его как начальника.
-
В компании откроется вакансия высококвалифицированного продавца (вместо этого сотрудника), которую будет сложно закрыть.
Руководитель отдела продаж – новый сотрудник с опытом руководства
Плюсы:
-
Готовый управленческий опыт.
-
Свежий взгляд на старые задачи, новые решения — новые возможности.
-
Пока не выстроены отношения, у него нет любимчиков, ко всем подчиненным относится объективно.
Минусы:
-
Не весь его опыт будет релевантен в новой компании.
-
Нужны ресурсы на адаптацию.
-
Ему придется общий язык со своими сотрудниками.
Руководитель управляет продажами
Плюсы:
-
Ориентация на основную цель компании как конечный результат.
-
Видит стратегию компании, говорит с руководством компании на одном языке.
-
Ставит четкие планы, цели и задачи.
Минусы:
-
Сложности во взаимодействии с подчиненными, так как цели компании и сотрудников могут не совпадать.
-
Не всегда может создать из своего коллектива команду.
-
Часто не является эффективным наставником, есть сложности с развитием подчиненных.
Руководитель управляет командой
Плюсы:
-
Коллектив — сплоченная команда, демонстрирует максимальную эффективность даже в решении сложных задач.
-
Будучи лидером, повышает лояльность своих подчиненных. Мотивация сотрудников растет.
-
Всегда налажена обратная связь — он оперативно решает тактические задачи.
-
Не всегда четко понимает и транслирует стратегию компании сотрудникам. Он сам часто больше член своей команды, чем руководитель.
-
Бывает излишне лоялен к своим подчиненным, может скрывать их ошибки.
-
Возможны сложности с реализацией задач компании, если они не принимаются его сотрудниками.
Как видим, все довольно неоднозначно. Конечно, можно предположить, что идеальный руководитель отдела продаж сочетает все компетенции в идеальных пропорциях. Но вряд ли такого супермена можно найти в реальности.
Часто необходимость в таком суперначальнике отдела продаж, о котором мечтают многие руководители компаний, ничем не обоснована. Вместо него нужен сотрудник с ограниченным набором конкретных компетенций.
Например, если все выстроенные бизнес-процессы специфические и сложные для понимания, то лучше будет выбрать руководителя из действующих сотрудников.
А если главной задачей является «встряхнуть» засидевшихся на месте работников, или даже оптимизировать структуру отдела продаж, то важными компетенциями будут наличие управленческого опыта и управление процессом продаж. Отношение с командой и знание клиентской базы здесь уже не так важны, и даже могут мешать.
Поэтому лучшим решением будет поиск разумного компромисса. Нужно сочетать значимые критерии, которые составят уникальный профиль компетенций руководителя отдела продаж в вашей компании в зависимости от текущих целей, задач и имеющихся ресурсов. И для каждого бизнеса этот профиль компетенций будет свой.
Остались вопросы? Задавайте их нам в комментариях к статье, делитесь своим опытом! Больше о курсах по управлению продажами в Русской Школе Управления — здесь.