Турбулентная эпоха и денежные потоки: что нужно знать

Турбулентная эпоха и денежные потоки: что нужно знать

Разбираемся, на какие показатели стоит обратить внимание предпринимателю и руководителю компании и что нужно учитывать во времена сложных экономических вызовов.
510

Проблема, которая характерна для спокойного времени, всегда усугубляется в кризис, — речь идет о кассовом разрыве (Cash Gap), когда у компании нет денежных средств на оплату обязательных статей расходов. В этом списке зарплаты сотрудникам, оплата налогов, аренды и другие платежи, которые должны быть проведены в обязательном порядке. Преподаватель программы MBA Эксперт: Финансы Дмитрий Лукинский делится советами, как предотвратить появление кассовых разрывов.

Стандартными инструментами финансиста являются предварительная диагностика ситуации и прогнозирование появления кассового разрыва, чтобы в последующем провести реструктуризацию денежных потоков (Cash Flow) для выхода из кризисной ситуации. Подробнее о каждом из них поговорим дальше.

Три стандартные причины формирования кассового разрыва

Систематические убытки бизнеса, не восполняемые за счет других источников, например, заемного и акционерного капитала, то есть через кредиты, займы или вклады акционеров. Если бизнес постоянно из месяца в месяц генерирует убыток по своей операционной деятельности, это становится одной из причин снижения ликвидности и платежеспособности бизнеса из-за растраты оборотных активов.

Интенсивный рост бизнеса, не подкрепленный необходимым оборотным капиталом. Сопутствующим фактором этого события являются дополнительные инвестиции в снятие инфраструктурных ограничений.

Пройдите комплексную программу MBA Эксперт: Финансы, которая вобрала в себя современные инструменты финансового и управленческого менеджмента,
риск-менеджмента с применением теории корпоративных финансов,
ценностно-ориентированного и мотивационного менеджмента.

Вместе с преподавателями-практиками вы сформируете профессиональное финансовое и управленческое мышление, сможете конвертировать финансовые планы в ликвидный капитал и узнаете больше о кризисных факторах, которые влияют на состояние компании.

Опрометчивая инвестиционная деятельность компании, вызывающая отток капитала из операционной деятельности. Как следствие, происходит снижение чистого оборотного капитала, необходимого для текущей деятельности компании.

В кризисное время возрастает влияние дополнительных причин возникновения кассового разрыва. Отметим некоторые из них:

  • Потребность в формировании чрезвычайных запасов сырья, комплектующих из-за риска разрыва логистических связей с поставщиками. Здесь особое влияние оказали санкции на поставки компонентов и продуктов из-за рубежа, особенно тех, которые необходимы при производстве оборонной продукции. Например, из-за санкций Тайвань, занимающий более 50% мирового рынка, прекратил поставлять в РФ полупроводники. Эти составляющие нужны для производства автоэлектроники, телефонов, планшетов и других устройств, которыми пользуются не только обычные пользователи, но и стратегически важные компании.

  • Дополнительные запасы могут быть связаны с невозможностью воспользоваться стандартными каналами поставок из-за логистической блокады РФ. Речь идет о проблемах с контейнерными перевозками, блокировке портов и перегруженности оставшейся логистической инфраструктуры. В частности, была прекращена работа таких крупных контейнерных линий как Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd. Санкции коснулись европейский портов Гамбурга и ряда терминалов Роттердама, где ранее проходили российские грузы.

  • Проблемы с платежами в адрес зарубежных поставщиков из-за блокирования банковской инфраструктуры РФ, в частности отключение SWIFT, санкции в адрес конкретных банков и ряда поставщиков.

  • Аналогичная ситуация может возникнуть и с покупателями, что вызовет либо блокирование, либо задержку поступления денежных средств от клиентов.

Из-за ряда этих причин компаниям сложно и практически невозможно финансировать сферу долговых обязательств от зарубежных кредиторов, что приводит к резкому ухудшению структуры чистых денежных потоков от операционной деятельности. Все это повышает риск возникновения кассового разрыва.

Как справиться с влиянием кризиса

Условно работа по преодолению негативных факторов состоит из тактических шагов и стратегических решений. Преподаватель программы MBA Эксперт: Финансы Русской Школы Управления Дмитрий Лукинский предлагает сделать следующее:

  1. Поставить на контроль динамику показателей чистого оборотного капитала (net working capital) и финансового цикла. Необходимо проанализировать оборачиваемость всех типов активов, задействованных в производственном и сбытовом циклах: рассчитать длительность всех элементов в днях и оценить текущую потребность в оборотных активах для производства и сбыта продукции.

  2. Далее необходимо рассчитать целевые показатели длительности компонентов производственного и сбытового цикла и разработать комплекс мероприятий по их достижению.

Рассмотрим на примере. При расчете оборачиваемости дебиторской задолженности по расчетам с клиентами было установлено: среднее время ее закрытия составляет 50 дней. Однако расчет средневзвешенной длительности этого показателя показал 25 дней. Таким образом, очевидно: если компания не меняла условия работы с клиентами по отсрочке платежей и не снижала объем реализации, сумма капитала, инвестированного в дебиторскую задолженность, завышена в два раза.

На основании данного факта необходимо провести детальный анализ юридических, коммерческих вопросов, связанных с заключением договоров с клиентами и истребованием дебиторской задолженности. Еще один важный тактический шаг — оценить эффективность деятельности всех подразделений, задействованных в данном процессе.

Для управления рисками возникновения кассового разрыва в стратегическом аспекте необходимо реализовать весь комплекс мер по пересмотру плана развития компании на 3—5 лет с корректировкой операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Цель данного процесса — изменение продуктовой линейки, технологических процессов, кооперации с контрагентами у тех продуктов, которые имеют риски недополучения сырья или невозможности реализации в рамках текущих санкций.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

Из книги вы узнаете:
  • Как исправить финансовую ситуацию в компании: с чего нужно начать.
  • Какие финансовые показатели помогут своевременно распознать опасные для компании ситуации и предотвратить их.
  • Какие эффективные инструменты влияют на принятие управленческих решений.

Только в стратегическом плане развития компании можно решить риски инфраструктурных ограничений бизнеса, возникших из-за турбулентных процессов мировой экономики. Практика показывает: формирование достаточной материальной, трудовой, ИТ-инфраструктур не может быть решено в большинстве случаев в операционных бюджетах и требует комплекса стратегических решений.

Для этого в рамках программы MBA по управлению финансами в Русской Школе Управления изучаются методики диагностики и управления инфраструктурными ограничениями. Выпускники умеют в том числе разработать план по работе со стратегическими бюджетами компании и внедряют другие инструменты, необходимые для предотвращения кассовых разрывов в компании любого уровня.

В эпоху турбулентности и экономической нестабильности можно обойти риск возникновения кассового разрыва и эффективно управлять денежными потоками. Для этого необходимо овладеть актуальными инструментами и научиться предвидеть сложные ситуации.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации