Неформальный лидер в корпоративной культуре

Неформальный лидер в корпоративной культуре

Как выявлять неформальных лидеров, противостоять их влиянию в коллективе и что делать с корпоративной квазикультурой?

15793

Корпоративная культура — свод писаных и неписаных правил, которые определяют деятельность команды. Она может также проявляться в форме квазикультуры — неформальной или теневой корпоративной культуры.

Когда руководитель сталкивается с проблемой саботажа, нежеланием выполнять новые требования, нарушениями регламента, отсутствием лояльности к компании, он понимает, что в коллективе сформировалась квазикультура. В ее основе — собственные ценности, принципы и инструментарий, направленный против действующего руководства. Она мешает работе организации.

Что делать с корпоративной квазикультурой

Первая идея, которая приходит в такой ситуации — уволить всех непокорных нарушителей (неформальные группы и неформальных лидеров), набрать новых сотрудников и работать с ними. Но это решение часто оказывается невыгодным:

  • Потребуется время на подбор и обучение новых людей. При увольнении старых придется заплатить компенсации за расторжение трудового договора.

  • Нет никакой гарантии, что новые сотрудники окажутся эффективнее тех, с кем успешно сотрудничали годами.

  • Уволенные эксперты пойдут работать к конкурентам, появится риск утечки информации и потери клиентской базы.

Есть запасной и более экономный план действий по переформатированию культуры в организации. 

Как выявить неформального лидера в организации

Для этого нужно понимать, какие силы действуют на ситуацию, и как ими управлять. Следует помнить про феномен группового мышления, которое запускают определенные люди. Именно они являются неформальными лидерами группы.

Читайте также: 8 качеств настоящего лидера
Выявить необъявленного вождя можно путем наблюдений. Например, в ходе совещания проследить, на кого смотрят люди при объявлении новостей, чью реакцию ждут и копируют. Обращать внимание прежде всего следует на сотрудников с опытом и стажем, поскольку новички еще не успели заработать авторитет в коллективе.

Типы неформальных лидеров

Роль неформального лидера заключается в управлении коллективом без официального статуса и полномочий руководителя. Выделяют два типа неформального лидерства: операционный и эмоциональный. Оба типа может сочетать один человек, или это могут быть разные люди.

Операционный лидер — эксперт, который выступает авторитетом для коллег

Операционный лидер влияет на стиль работы, создавая культ определенных технологий. Если такому человеку понравилась какое-либо программное обеспечение, то он будет активно о нем рассказывать, обучать других и всячески его продвигать. В коллективе операционный лидер — образец того, как надо работать.

Эмоциональный лидер — человек, который влияет на отношение к работе 

Часто такие люди не являются экспертами и признанными специалистами, но это обязательно яркие личности. Иногда это «мамонты», которые дольше всех работают в организации, помнят приход каждого сотрудника, его рост и становление.

Эмоциональный лидер знает все традиции и ратует за сохранность привычного уклада. В этом кроется опасность, потому что каждая организация сталкивается с необходимостью изменений. Смена руководства, расширение или переориентирование рынка, реструктуризация производства, экономический кризис и другие факторы диктуют необходимость перемен. Это всегда сопряжено с напряжением и часто служит причиной конфликтов. 

Читайте также. Компетенции руководителя: как подобрать менеджера высшего звенаВ момент внедрения изменений эмоциональный лидер создает культ героического прошлого. «Раньше было лучше» — эта фраза может и не произносится вслух, но неформальный вождь заражает своим негативизмом даже посредством невербальных посланий. Поднятая бровь, усмешка, зевок на совещании, недовольная мина считываются другими сотрудниками и мгновенно подхватываются. Срабатывает эффект эмоционального заражения, помноженный на конформность, к которой склонно подавляющее большинство людей, и недовольство разрастается.

Работа с неформальным лидером

Менять всех недовольных — дорого и непрактично. Нужно работать точнее, а именно воздействовать на неформального лидера. Хорошо себя показывает методика Александра Македонского, который подкупал жрецов завоеванных территорий, чтобы те провозглашали полководца сыном местного бога.

С неформальным лидером не нужно вступать в препирательства и грубо его осаживать, тем более не нужно это делать при остальных сотрудниках — в этом случае легко запустить эффект групповой поляризации. Групповая поляризация заставляет даже не вовлеченных в конфликтную ситуацию принять чью-то сторону. Выгоднее иметь некоторый процент не определившихся, продолжающих делать свою работу людей, которым безразлична позиция неформального лидера.

Управленцу нужно поговорить с неформальным лидером индивидуально, попробовать склонить его на свою сторону. Возможно, эмоциональный лидер поймет и исправит ситуацию. Если вовлечь его в восстановление нормальной корпоративной культуры не удастся, то придется думать об изоляции человека от группы вплоть до увольнения.

Не стоит затягивать ситуацию в надежде, что страсти улягутся, поскольку члены группы могут настолько проникнуться идеями негласного вождя, что положат заявление об увольнении на стол начальника вместе с ним.

Одновременно с изоляцией нежелательного «властителя» нужно решить, кого поставить на освободившееся место. Важно постепенно добавлять в глазах коллектива вес своему кандидату, давать ему слово на летучках, ненавязчиво поддерживать.

Читайте также: Как руководителю вести себя в новом коллективе
Понимание социально-психологических явлений, таких как групповое мышление, эффект эмоционального заражения, конформность, групповая поляризация, помогает тонко управлять процессами в организации. Это сложная гроссмейстерская задача, но именно такой подход нужен для достижения поставленных целей.

Что нужно помнить о неформальном лидерстве

  • Корпоративная культура — это правила, которые определяют деятельность команды. Также в компании может существовать квазикультура — неформальная корпоративная культура. Часто она становится причиной саботажа сотрудников и нарушений бизнес-процессов.

  • Понять, что в коллективе появилась квазикультура, можно по поведению сотрудников.

  • Увольнять всех недовольных — нерационально. Вместо этого нужно выявить и изолировать неформального лидера.

  • Определить неформального лидера можно при помощи наблюдений.

  • Неформальные лидеры бывают двух типов: операционные и эмоциональные. Первые заслуженно имеют хороший рабочий авторитет, влияют на стиль работы, создавая культ определенных технологий. Вторые меняют отношение коллег к работе, хотя сами часто не являются хорошими работниками.

  • С неформальным лидером, которого выявили, нужно либо договариваться, либо расставаться. Если принято решение о расставании, нужно заранее подумать о подготовке кандидата на его место.

Вы сталкивались с ситуацией, когда неформальный лидер вредил работе? Или помогал? Поделитесь своим опытом с нашими читателями в комментариях к статье! 

Обратите внимание на нашу программу MBA Эксперт: Лидерство. Подробнее →

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!