Самопрезентация — важный навык для менеджера, который хочет сделать карьеру, потому что для этого недостаточно просто управлять сотрудниками и добиваться результата. Нужно еще уметь представить свои идеи руководству, добиться повышения уровня ответственности. Навыки управления впечатлением о себе пригодятся и предпринимателю, например, когда ему нужно привлечь инвестиции или развить личный бренд с помощью публичных выступлений. Наконец, навыки самопрезентации нужны и для рутинных процессов, когда мы продаем что-то клиентам или ведем переговоры с контрагентами.
Придумайте, как завоевать расположение аудитории
В мире публичных выступлений распространено мнение, что у выступающего есть всего несколько секунд, чтобы привлечь внимание аудитории. Если этого не сделать, речь будет провалена, люди станут отвлекаться и потеряют концентрацию. Поэтому публичные ораторы заранее придумывают «открывашки» — приемы, которые помогут привлечь внимание сразу же.
Генеральный директор Национальной ассоциации ораторов Мэри Лю Пек рекомендует для этих целей придумать что-то нестандартное, но при этом понятное широкой аудитории. Например, можно о чем-то спросить слушателей и попросить отреагировать аплодисментами. Вопрос при этом должен их рассмешить. Обратите внимание: такие приемы хорошо работают на крупных конференциях.
Вовлекайте аудиторию
Вопрос в начале — это только старт вашего выступления. Важно держать аудиторию «на крючке» все время, причем не важно, выступаете ли вы перед огромным залом или представляете проект нескольким инвесторам.
Спикер и коуч Дана Браунли рекомендует вовлекать аудиторию в процесс, задавать больше вопросов. Например, когда вы рассказываете о проблемах с бухгалтерией, вы можете просто перечислить их по пунктам, а можете спросить слушателей, сталкивались ли они с этими сложностями. Во втором случае ваша презентация получится персонализированной, аудитория поймет, что вы не просто читаете текст, а пытаетесь общаться.
Главное, не переусердствуйте, будьте осторожны с риторическими приемами. И не превращайте презентацию в допрос аудитории — дайте слушателем что-то полезное, а уже затем вовлекайте в процесс.
Позаботьтесь о внешности
Что бы люди ни говорили о превалировании внутренней составляющей над внешней, в случае с самопрезентацией это не так. Позаботьтесь об имидже, добейтесь нужного впечатления о себе при помощи одежды, обуви, прическе, внешнего вида в целом.
Какого-то универсального решения для этого нет — если вы хотите создать впечатление уверенного в себе менеджера из финансовой отрасли, присмотритесь к стилю успешных менеджеров. Если вы предприниматель из ИТ и вам нужны инвесторы, поищите другой стиль. Создательница портала And Then We Saved Анна Джонс советует как минимум убедиться, что вы выглядите опрятно, хорошо одеты и ваш образ подходит для ситуации — довольно странно пытаться носить строгую одежду во время прогулки по лесу и наоборот, стоит быть аккуратнее с ярким и вызывающем стилем на официальных презентациях.
Заранее подготовьте речь
Используйте методы профессиональных ораторов и коммуникаторов, чтобы сделать ваш рассказ интересным и понятным.
Смотрите также: Как повысить стрессоустойчивостьУченые выяснили, что человеческий мозг лучше всего запоминает информацию в формате историй. Попробуйте применить сторителлинг, когда рассказываете что-то:
-
Любая история должна содержать эмоциональную составляющую. Неважно, это презентация на конференции или монолог перед партнерами — заранее продумайте, как заставить их испытать нужную вам эмоцию.
-
Выделите главное в истории — сформулируйте одним предложением основную мысль. Повторяйте ее на протяжении всего рассказа — например, начните с этой мысли, скажите ее в середине и завершите выступление ей же.
-
Создайте пирамиду рассказа. Опирайтесь на принцип пирамиды Барбары Минто из ее книги «Золотые правила Гарварда и McKinsey». Сначала введите слушателя в курс дела — обозначьте ситуацию, проиллюстрируйте проблему, о которой говорите, поставьте вопрос, который возникает после этого, и ответьте на него, предложите решение.
-
Наполните рассказ мельчайшими подробностями — именно они вызывают доверие у слушателя, помогают ему понять, что рассказчик действительно знает, о чем говорит.
Управляйте голосом и дыханием
Чтобы создать впечатление, одних слов недостаточно. Нужно передавать важные сигналы и другими способами, например, голосом. Если ваш тон будет слишком неуверенным, аудитория почувствует фальшь. Верно и обратное, если в голосе будет слишком много напора, слушатель ощутит давление и может подумать, будто вы пытаетесь манипулировать.
Арлин Кунчич, автор книги «Терапия в фокусе», рекомендует практиковать дыхание диафрагмой. Потренируйтесь заранее — положите руку на живот и сделайте как бы вдох животом. Вдыхайте медленно 10 секунд, пытайтесь «наполнить желудок» воздухом. Затем выдыхайте, тоже медленно.
Постепенно научитесь так дышать без помощи руки, добавляйте в дыхание речь. Если все делать правильно, вы сможете контролировать тон и уровень вашего голоса, например, делать речь выше или ниже.
Контролируйте язык тела
Добавьте к словам, внешнему виду и голосу еще и язык тела. Пусть аудитория подсознательно считывает нужные сигналы, и сама получает верное впечатление о вас. Вот советы Арлин Кунчич:
-
Встаньте прямо, контролируйте осанку — так вы будете выглядеть увереннее и вызовете больше доверия.
-
Попробуйте позу супергероя — положите руки на бедра, поднимите подбородок, вытяните грудь. Еще эту позу называют позицией власти, существует исследование, подтверждающее, что она помогает повысить уверенность в себе, вызывает приток тестостерона и таким образом уменьшает стресс.
-
Не стойте на месте. Не нужно быстро перемещать по сцене, это создаст впечатление беспокойства, но и замирать на одном месте тоже не стоит. Прогуливайтесь спокойно перед аудиторией, старайтесь выглядеть немного расслабленным.
Практикуйтесь как можно больше
Брайан Дэвид Крейн из Caller Smart Inc рекомендует ораторам как можно больше практиковаться — по его мнению, это единственный рабочий способ снизить тревогу и волнение и постепенно научиться управлять впечатлением о себе.
-
Смотрите выступления комиков, импровизаторов, профессиональных ораторов и любителей с TED.
-
Ищите в их речи повторяющиеся приемы, попытайтесь применить их.
-
Тренируйтесь перед зеркалом — паясничайте и отрабатывайте приемы.
-
Просите друзей и знакомых послушать ваши выступления, спрашивайте совета.
Приглашаем на авторский курс о самопрезентации
Если вы хотите научиться управлять впечатлением о себе, приходите на авторский курс об искусстве самопрезентации в Русскую Школу Управления.
Он состоит из двух блоков:
Первая, «Мастерство публичных выступлений», научит вас анализировать аудиторию и верно ставить цели. Участники обучения знакомятся со структурой публичного выступления и приемами обеспечения контакта, учатся развивать выступление и удерживать внимание. Преподаватели курса делятся готовыми вариантами начала речи и учат отвечать на сложные и провокационные вопросы.
Во второй части, «Основы делового этикета и деловых коммуникаций», участники обучения разбираются в особенностях внешнего имиджа делового человека, невербальном языке общения и межличностного пространства, в правилах общения и организации различных видов деловых встреч. Еще в программе — офисное гостеприимство, телефонный и мобильный этикет, общие правила деловой переписки.
Курс: «Самопрезентация. Управление впечатление о себе» →