Оксана, почему вы выбрали сферу финансов в качестве преподавания? Как давно вы в этой области, и какой у вас опыт?
О.М. Несмотря на то, что это самый популярный вопрос, еще раз отмечу, что это не случайность, а закономерность. Мои первые студенты были на год младше меня, т.е. преподавать я стала еще в магистратуре и сразу по специальности. Становление меня как финансиста шло эволюционным путем: от университетской скамьи до преподавателя по финансам. Еще в школе я поняла свою страсть к физике, алгебре, геометрии и химии, которые, на мой взгляд, и лежат в основе финансов и формирует наше представление об анализе. И я убеждена, что финансы - это лучший замес всех этих по-своему полезных дисциплин, пропитанных искусством интерпретации данных.
На своих занятиях вы уделяете большое внимание, в том числе менеджменту и маркетингу. Как вы считаете, какую роль они оказывают на коммерческую прибыль компании?
О.М. Да, это правда. В своем модуле я использую междисциплинарный подход, который предполагает рассмотрение денежных вопросов с учетом подходов менеджмента и маркетинга. Мой подход "финансы не ради финансов", что означает освоение только "полезных" для менеджеров и собственников инструментов и формирование финансового мышления. Все дело в том, что коммерческая прибыль - это результат работы всех сотрудников компании. Несмотря на то, что финансисты не участвуют в зарабатывании прибыли, именно они оцифровывают "будущее компании" и позволяют осознанно управлять компанией. Например, в отчетом периоде компания зафиксировала убыток, а в следующем планирует прибыль. Какие действия должны предпринять менеджеры? С чисто финансовой точки зрения, менеджеры должны сократить издержки, а с маркетинговой - снизить цену.
Важен сбалансированный подход. Какие главные ошибки встречаются в российском бизнесе этих областях? И как их избежать? О.М. Возникает встречный вопрос - а судьи кто? Ошибка в бизнесе - это стратегия и тактика, не оправдавшая надежды инвесторов или говоря финансовым языком - это отрицательный финансовый результат. В тоже время, прибыль это не всегда результат правильных действий, это может быть и случайность, которую назовут успехом компании.
Какую стратегию должны выбирать российские предприятия, чтобы остаться на плаву и развиваться? Каким вопросам стоит уделить особое внимание?
О.М. Вопросы, заслуживающие особого внимания со стороны управленцев, связаны с человеческими ресурсами и нематериальными активами. Люди - самый ценный актив, с одной стороны они выступают в качестве носителей денежных притоков, а с другой - являются создателями денежных оттоков. И финансовый менеджмент здесь может помочь оценить действия сотрудников, понять их эффективность и результативность. Вот и задачка для управленца: кто создает ценность, а кто ее снижает.
Оксана, большое спасибо за интервью. И последний вопрос. Какой вы можете дать практический совет предпринимателям?
О.М. Я рекомендую усиливать навыки коммуникации, не только внутри своей среды, но и с представителями крупного бизнеса. Это позволит комфортно управлять бизнесом в характерных для предпринимателей условиях неопределенности и риска.
Подробнее о запусках новых программ MMBA можно узнать на сайте
mini- mba.ru