На площадке XIX Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова прошли отраслевые секции по пяти направлениям в закупках: медицина, энергетика, стройка, транспорт, образование. На всех пяти мероприятиях в зале присутствовали представители заказчиков и уполномоченных органов госзакупок. Секция по образованию прошла с участием представителей Минобрнауки и Минпросвещения. Русская Школа Управления выступила в качестве информационного партнера выставки.
Эксперты Академии Контрактных Отношений собрали предложения от всех представителей закупочной отрасли, которые должны помочь повысить качество закупки образовательных услуг. В частности, следует проводить конкурсы, а не аукционы на оказание образовательных услуг в сфере повышения профессиональной квалификации (сегодня заказчик чаще всего выбирает аукцион на закупку образовательных услуг из-за сложности процедурной части). Кроме того, важно контролировать процесс исполнения контракта, устанавливать тариф для человеко-часа обучения, возможность установления дополнительных требований по квалификации к участникам закупки и т.д.
Минобрнауки РФ представило картину закупок в базовой части национальной системы образования.
«В 2023 году на науку и образование в РФ выделялось 1 трлн 276 млрд рублей, а в 2024 году – 1 трлн 380 млрд рублей. Это колоссальные ресурсы, которые необходимо эффективно применить. Качество их реализации во многом зависит и от качества закупочных процедур», – пояснила Наталья Хабарова, заместитель Директора Департамента управления делами Минобрнауки России.
Их большая часть проходит через 44-ФЗ. Автономные бюджетные учреждения проводят закупки в образовании через 223-ФЗ.
«Сегодня 44-ФЗ при желании заказчика допускает возможность централизации закупок для образовательных учреждений. Многие этим инструментом эффективно пользуются. Пример — закупка лабораторий для учебных заведений четырех новых субъектов. В рамках единого контракта получателями этих лабораторий стали местные вузы», — рассказала Наталья Хабарова, заместитель Директора Департамента управления делами Минобрнауки России.
Павел Лисин, руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений», отметил, что благодаря централизации само образовательное учреждение (школа или среднее специальное учебное заведение) закупки не проводит. Однако они делают описание объекта закупки и затем работают с поставщиком в рамках исполнения контракта. То есть они не занимаются процедурами, но самыми важными вопросами в рамках закупки они все равно занимаются.
Еще одной важной темой, которую подняли эксперты в рамках дискуссии, являются закупки малого объема (ЗМО). Для отрасли это может стать решением проблем и сложностей благодаря простоте и автоматизации таких закупок, их прозрачности и отсутствию бюрократических барьеров.
Также в рамках дискуссии была поднята узкоспециальная проблема поставки продуктов питания в образовательные учреждения. Перспективным опытом централизации закупок на этом направлении поделилась Самарская область. Проект «Спецсклад» реализуется с 2019 года: в охват поставок попадают не только школы, но и все социальные учреждения региона. Это порядка 30 тысяч закупок, которые подвергаются экспертизе и контролю качества.
Реклама. «Главное объединение специалистов «КОНСАЛТ», ИНН: 7709964777. erid=2VtzqvSWTHh