^

Оксана Езерская: «В условиях кризиса бизнесу требуется переливание крови»

10.03.2009 Оксана Езерская: «В условиях кризиса бизнесу требуется переливание крови»

Есть мнение, что настоящая ситуация – только начало больших не самых благополучных перемен в мире. Что Вы думаете по этому поводу?

Наше мнение о будущем формируется на платформе мнений специалистов различного профиля. Закладывая в фундамент «камень финансиста», отмечу, что происходит переоценка ценности денег не только на рынке капитала, но и в «головах» российской бизнес-элиты. Компании среднего и малого бизнеса с низким значением рентабельности продаж и собственного капитала, а в текущей ситуации и с антирентабельностью, рискуют разориться или, в лучшем случае, быть проданными по частям. Для российской бизнес-элиты, столкнувшейся с агентской проблемой, настало время пересмотреть свои подходы к корпоративному управлению, к формированию состава Совета директоров и к выбору механизмов мониторинга действий менеджеров в условиях кризиса. Положительным моментом в этом станет осознанное применение финансовых инструментов в управлении бизнесом.

Каким образом руководители могли подготовить свои компании к кризису? Кто был настолько дальновиден?

Отвечу с точки зрения финансиста. Прибыль компании зависит от  двух факторов:  суммы доходов (объема продаж) и суммы расходов. Иными словами это означает, что компания может максимизировать свою операционную прибыль за счет изменения одного из факторов или двух одновременно. Следует выделить закономерность: в период роста большинству компаний свойственно уделять внимание росту объема продаж. Мы это обсуждаем на занятиях в «Русской Школе Управления», отмечая, что рост продаж является и  своеобразной «ловушкой», из-за которой компания теряет прибыль. Как это происходит? Компания не управляет своими расходами, предполагая, что они будут расти пропорционально объему продаж. К сожалению, часть расходов изменяется скачкообразно, что, в определенный момент времени и приводит к получению убытка. Действительно, около 80% компаний в период роста объема продаж, следуя инерции успеха, не уделяло должного внимания затратам. Только руководители-кассандры, а их не более 5%, были способны в состоянии роста стремиться к сокращению затрат. А это не значит их сэкономить, сократить затраты можно за счет реорганизации бизнес-процессов.

Как можно минимизировать последствия кризиса, если не успели подготовиться заранее?

В финансовом менеджменте есть ряд оперативных мер, позволяющих кардинально решить проблему, например, накопление денежных средств возможно в случае прекращения оплат в пользу контрагентов. Деньги – есть, но партнерских отношений уже нет. Финансист – это хирург,  если обращаются с просьбой сокращения затрат, рекомендация  одна – экономия за счет «жесткого» нормирования или частичной ампутации. А каковы последствия этой «шоковой терапии» для бизнеса в целом? Кто ответить на этот вопрос, время?

Мы можем долго ждать выздоровления, которое не всегда приходит. И, тем не менее, выход есть – вооружившись инструментами финансового и инвестиционного анализа, мы должны анализировать и грамотно диагностировать проблемы. Главное – правильно поставить диагноз.

Из консалтинговой практики последних месяцев, могу сказать, что бизнесу требуется «переливание крови». Что это значит? Деньги – это кровеносная система бизнеса, во время роста операционная деятельность генерирует денежный поток, который компании могут направлять на финансирование инвестиционных проектов и на выплату дивидендов собственникам. В условиях кризиса необходимо перенаправить денежные потоки, т.е. поддержать операционную деятельность, генерирующую прибыль, за счет денежных потоков от реализации неприбыльных инвестиций и привлечения финансирования.

Обучение в условиях кризиса – лишние траты или разумное вложение?

Обучение в условиях кризиса, преимущественно в формате круглого стола с использованием интерактивных методов обучения, метода «мозгового штурма» – это один из действенных способов поиска ответов на вопросы компании. В финансах нет специальных инструментов, которые можно использовать во время кризиса, т.е. нельзя купить книгу, прочитать и завтра решить все проблемы. Использование инструментов финансового менеджмента в текущей ситуации – это искусство их интерпретации. Только конструктивный диалог профессионалов и глубокое погружение (очное обучение) в проблему позволит найти свой собственный путь решения этой проблемы.