Согласно Федеральному закону «О рекламе» №38-ФЗ, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке распространенная любым способам и адресована неопределенному кругу лиц.
— Ответственность за нарушение закона
— Что точно нельзя рекламировать
— Особые случаи в законодательстве о рекламе
Получается, рекламой нельзя назвать любое сообщение с призывом купить. Если вы отправите письмо своему знакомому и попросите его приобрести товар, это не будет рекламой. А если сделаете рассылку с аналогичным сообщением — это уже реклама.
Под это определение также не подпадают справочные или информационные материалы, например, инструкция к товару. Нельзя назвать рекламой и обязательную отчетность публичного бизнеса. Вывеска или указатели тоже не будут рекламой, потому что не содержат сведений рекламного характера.
Но всегда есть исключения из правил: например, если на вывеске разместить призыв купить, то для проверяющих органов она станет объектом, в котором есть рекламная информация. Соответственно, такой объект должен соблюдать все требования закона о рекламе и других нормативных актов.
Ответственность за нарушение закона
Соблюдение законодательства о рекламе контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она проводит проверки самостоятельно или на основании заявлений граждан.
Часто сложно сказать, является ли конкретный объект рекламой, а значит, непонятно, нужно ли разместившему его владельцу бизнеса соблюдать все требования закона о рекламе. В этой ситуации ФАС может собрать экспертную комиссию и разобрать на ней спорную ситуацию.
За нарушения закона о рекламе бизнес привлекут к ответственности. Сначала ФАС может вынести предостережение — если быстро исправить нарушения, реальной ответственности в этом случае, скорее всего, получится избежать — или сразу выписать протокол по ст. 14.3 КоАП РФ.
-
ИП по этой статье грозит штраф от 4 000 до 20 000 руб.
-
Организации — 100 000 до 500 000 руб.
Ответчиком в делах о рекламе могут выступать все участники, имеющие отношение к распространению информации. Например, если предприниматель оказывает услуги по размещению рекламных баннеров, ФАС за незаконную рекламу может оштрафовать и заказчика баннера, и его как подрядчика.
Что точно нельзя рекламировать
Конкретные запреты перечислены в ст. 7 ФЗ о рекламе. Нельзя рекламировать несколько категорий:
-
Товары, которые нельзя продавать и производить в России.
-
Наркотические и психотропные вещества.
-
Табачные изделия.
-
Взрывчатые вещества (за исключением пиротехники).
-
Медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.
Кроме того, оштрафовать могут за использование иностранных слов без перевода и неточную информацию о сроках и правилах проведения акции.
Проблема сферы рекламы в том, что не все запреты перечислены в одном законе. Есть много ограничений, сформулированных в явном или косвенном виде, которые указаны в других нормативных актах. Например, нельзя распространять среди детей информацию, которая может склонить их к употреблению алкогольной продукции. На практике это значит, что проблемы могут появиться, если повесить рядом со школой рекламный баннер с приглашением зайти в бар или клуб.
Курс «Диджитал-маркетинг. Набор эффективных инструментов»
Узнайте, как повысить отдачу от цифрового маркетинга в вашей компании.
Такие случаи обычно называют спорными и разбираются на комиссиях ФАС, если нужно, то с привлечением сторонних экспертов. Поэтому перед размещением рекламы следует изучить законодательство, связанное со сферой рекламируемого объекта, поискать в интернете информацию о прецедентах, судебных делах, когда штрафовали за аналогичный формат или тематику рекламы, или обратиться в рекламное агентство за консультацией.
Особые случаи в законодательстве о рекламе
Есть несколько нюансов и сложных ситуаций, о которых стоит знать. Убедитесь, что ваша реклама не попадает в перечисленные ниже категории.
-
Реклама бизнеса с обязательным лицензированием. В России есть несколько сфер, в которых нельзя вести предпринимательскую деятельность без лицензии. Например, образовательные учреждения или охранные агентства. Рекламировать такой бизнес, если он ведется без лицензии, нельзя. Оштрафовать в этом случае могут как сам нелегальный бизнес, так и подрядчика, который разместил рекламу.
-
Реклама с иностранными словами без перевода. ФАС считает, что использование иностранных слов и выражений без перевода на русский язык может привести к искажению смысла информации для потребителя — люди не обязаны знать иностранный язык. А это будет считаться нарушением закона. Вместе с тем, в рекламе можно использовать неологизмы, то есть заимствования слов из иностранных языков, которые вошли в обиход. Например, не нужно переводить слова «провайдер» или «лизинг».
-
Одобрение государством. Закон запрещает указывать, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления, либо их должностными лицами. Например, нельзя говорить, что мэр города одобряет ваш продукт, даже если он его попробовал и похвалил. К этому же относятся формулировки о том, что продукт одобрен правительством, министерством или каким-то иным ведомством. Не стоит использовать в рекламе сертификаты, благодарности и грамоты от органов власти.
-
Оскорбления. В рекламе запрещены не только прямые оскорбительные выражения, но и любые высказывания, которые могут кого-то оскорбить. Например, нельзя использовать нецензурную лексику, жаргон или сексуальный подтекст. За намек на оскорбление тоже могут оштрафовать. Замазывание, запикивание, замена части букв в нецензурном слове звездочками не помогут. Лучше не использовать в рекламе юмор, который может потенциально обидеть какую-то группу населения. Например, «черный юмор», шутки о религии, чиновниках, женщинах и мужчинах.
Даже если ФАС оштрафует бизнес, протокол можно оспорить в суде. Но решение суда предсказать невозможно.