Внедрение СМК (или системы менеджмента качества) на предприятии — это гибкий процесс, который требует постоянного внимания и корректировки. Однако если все настроить правильно, бизнес терпит меньше издержек из-за уменьшения коэффициента брака, процессы становятся понятными и предсказуемыми, а команда работает продуктивнее.
— Основы процессного управления
— Как внедрить СМК в организации
Что такое СМК
Система менеджмента качества — это комплекс управленческих механизмов и приемов, которые позволяют всему коллективу повысить продуктивность, качество выпускаемой продукции, стандартизировать ее.
Обычно под внедрением СМК в организацию понимают внедрение стандарта ISO 9001 2011 или более актуальный ISO 9001 2015. Это национальный российский эквивалент серии международных стандартов, разработанных Международной организации по стандартизации. В основе ISO — стандарты, термины и определения, по которым выстраивается система управления организации. Однако это не все существующие стандарты — в России сертификация по ISO необязательна, поэтому часто в компании внедряются СМК, модифицированные под определенную отрасль компании. Например, можно встретить:
-
IATF 16949 — это международный отраслевой стандарт для производителей автомобильной продукции, он же стандарт технической спецификации.
-
TL 9100 — стандарт для телекоммуникационной области.
-
ISO 20000 — стандарт обслуживания ИТ-сервисов, в котором подробно описаны процессы предоставления сервисов, управления взаимодействия между бизнесом и поставщиками, процессы разрешения инцидентов и процессы управления изменениями и конфигурациями.
Важное в процессах внедрения СМК — системный подход. Вряд ли получится взять одну составляющую из стандарта и добавить ее в процессы управления организацией. Повышение эффективности возможно только при создании полноценного механизма перехода бизнеса на новый стандарт.
Приглашаем на курс «Внедрение СМК и процессного подхода в управление компанией»
Вы узнаете:
- Как выстроить систему менеджмента качества, соответствующую ISO 9001:2015?
- Как эффективно работать с сопротивлением изменениям в компании?
- Как составить устав проекта?
- Как измерить и грамотно проанализировать характеристики продукции, услуги или процесса?
- Как сформировать комплексное представление о методах разработки стратегии развития компании и трансформации существующих внутренних процессов.
Основы процессного управления
Сами по себе СМК не гарантируют повышенное качество продукта, отсутствие в нем брака — это лишь следствие улучшения эффективности организации. СМК стоит воспринимать как философию управлению бизнесом, которая строится на внедрении процессного подхода в организации.
Процессный подход — это методология управления, в которой бизнес воспринимается как совокупность процессов, которыми нужно управлять для достижения нужных результатов. Подход состоит из трех стадий.
Документирование процесса. Любой процесс нужно изучить — выяснить, зачем он нужен, кто в нем участвует, какие есть связи между секторами бизнеса, влияющими на процесс. Процесс на этой стадии можно отобразить с помощью блок-схемы.
Анализ производительности процесса. Каждый элемент процесса нужно изучить, посмотреть, как он влияет на другие сектора организации и на метрики бизнеса в целом. Например, с помощью внедрения сквозной аналитики.
Внедрение улучшений. Ответственное лицо, основываясь на результатах аналитики из прошлого этапа, может выбрать гипотезу по улучшению системы или исправлению ошибок. Затем генерируются инструменты, с помощью которых можно тестировать эту гипотезу. Если результаты теста приемлемые, процесс меняется.
Затем цикл из документирования, анализа и внедрения улучшений повторяется.
Этапы внедрения СМК
Усредненный процесс внедрения любой системы менеджмента качества в организацию состоит из нескольких этапов.
Анализ ситуации на предприятии. Нужно обследовать текущую систему менеджмента на соответствие выбранному стандарту, например, ИСО 9001-2015. Результат этого этапа — план реализации проекта, понятная стоимость внедрения, возможно, дорожная карта с разбивкой по времени внедрения.
Распространенная ситуация, когда для анализа ситуации выделяется ответственный — топ-менеджер, например, операционный директор или заместитель генерального. Возможно, создается рабочая группа, которая дальше будет участвовать в процессе внедрения системы качества.
Для продуктивной работы участники рабочей группы обучаются основам выбранного стандарта. И уже после этого проводится анализ процессов.
Нужно выяснить:
-
Основные производственные процессы.
-
Вспомогательные процессы, которые прямо не влияют на результат, но без которых система невозможна.
-
Критически важные бизнес-процессы.
-
Функциональные обязанности, влияние разных ролей в организации на процессы, полномочия и распределение ресурсов.
Во время анализа изучается существующая документация организации — стандарты бизнеса, должностные инструкции, положения о подразделения.
Создание модели СМК. Ответственный за внедрение и рабочая группа разрабатывают документацию, в которой должны быть прописаны стандарты и порядок оптимизации работы сотрудников. Нужно помнить, что в основе СМК лежит процессный подход, поэтому стоит сначала формализовать процессы, а уже затем изменять существующую систему в соответствии с требованиями, которые указаны в выбранном стандарте.
Распространенные документы:
-
Процессная матрица с распределением ответственности и полномочий.
-
Политики в области качества.
-
Должностные инструкции.
-
Стандарты организации.
-
Положения о подразделениях.
Внедрение СМК и внутренний аудит. На этом этапе рабочая группа приводит существующие процессы в соответствии с выбранными стандартами. Возможно, придется работать с сопротивлением изменениям со стороны сотрудников.
В процесс системы менеджмента качества дорабатываются, основываясь на результатах внутреннего аудита и наблюдения за эффективностью процессов.
Опционально — компания может получить сертификат о соответствии выбранному стандарту.
Как внедрить СМК в организации
Выстроить систему менеджмента качества, соответствующую ISO 9001:2015, можно двумя способами: нанять специализированную организацию или вырастить внутри компании ответственного специалиста. Первый вариант удобен, если нужно провести внедрение быстро, и бизнес готов пожертвовать вовлеченностью ради скорости — вероятно, внешний подрядчик в любом случае будет меньше знать о бизнес-процессах и особенностях, чем свой сотрудник.
Срок и качество обучения своего специалиста зависит от выбора образовательной организации. Например, в Русской Школе Управления онлайн-курс «Внедрение СМК и процессного подхода в управление компанией» длится пять дней. Эксперты-практики рассказывают, как выстроить систему менеджмента качества, соответствующую ISO 9001:2015, как эффективно работать с сопротивлением изменениям в компании, составить устав проекта, определить приоритетность оптимизации процессов.