Руководитель проекта в строительной организации — профессия, востребованная как в обеих столицах, так и в регионах. Даже во время кризиса в целом по России обычно размещено больше двух тысяч вакансий с зарплатой от 100 000 руб., а квалифицированные руководители с опытом могут рассчитывать на компенсацию до 600 000 руб. Индустрия развивается несмотря на рыночную турбулентность: например, в первом квартале 2022 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос на 5,9% по сравнению с аналогичным показателем марта 2021 года. Рост фиксируется уже 13 месяцев подряд. Рассказываем, что должен уметь руководитель проектов в строительной отрасли, какие навыки ему нужны и как им стать.
Кто такой руководитель проектов в строительной сфере
С юридической точки зрения такого специалиста корректнее называть управляющим проектами в сфере строительства. В Национальном стандарте (ГОСТ Р 57363-2016) это специалист, который отвечает за руководство строительными работами, планирование, контроль и координацию работы по возведению различных объектов. В зависимости от компании, на плечи руководителя также ложится ответственность за контроль и освоение финансов, которые выделены на проект.
Условно его задачи можно определить так:
-
Собрать с заказчика строительства требования к проекту.
-
Поставить задачу разным командам, отвечающим за свои направления.
-
Проконтролировать исполнение и принять работу.
-
В процессе управлять рисками, предугадывать или вовремя исправлять проблемы.
Работа руководителем строительного проекта связана с несколькими индустриями и профессиями. Придется разбираться в управлении проектами, психологии — ведь именно в этой сфере придется общаться одновременно и с белыми, и с синими воротничками. Кроме того, хороший менеджер должен быть инженером, потому что придется много работать с технической документацией. Важно уметь и любить учиться — специфика строительства может различаться в зависимости от сферы, поэтому один раз разобраться и затем просто работать, скорее всего, не выйдет. Придется вникать в нюансы каждый раз заново.
Программа «Руководитель строительного проекта»
Научитесь управлять строительными проектами, вести документацию и контролировать процесс на всех этапах от землеустройства до реализации с экспертами-практиками Русской Школы Управления.
Должностная инструкция строительного менеджера
В обязанности руководителя строительного проекта в первую очередь входит организация и управление всем циклом стройки, от разработки концепции до ввода в эксплуатацию. Он отвечает за управление финансовыми показателями проекта, организацию, формирование и управление командой, координацию подрядных организаций.
Должностная инструкция может состоять из десятков пунктов:
-
Организовать процесс анализа требований заказчика или инвестора строительства, самостоятельно или с помощью подрядчиков трансформировать требования в техническое задание.
-
Планировать реализацию проекта — от организации входного контроля документации до строительного надзора и поиска экспертов по принятию объекта после введения его в эксплуатацию.
-
Координировать подрядчиков и штатных сотрудников на всех этапах реализации проекта.
-
Планировать и контролировать оформление допусков к работам и других документов, необходимых для возведения объекта и смежных работ.
-
Организовать мероприятия, связанные с безопасностью на объекте — инструктаж правил безопасности, постоянный контроль по соблюдению требований охраны труда.
-
Контролировать материально-техническое обеспечение строительного производства — анализировать потребности, организовать закупки и поставки, контролировать потребление.
-
Вести работу с исполнительной документацией, следить за соответствием всех бумаг требованиям закона. Следить за подписями актов приемки и доработки.
-
Организовать планирование и формирование материально-технических резервов, которые нужны для реализации проекта, с учетом гибкого анализа производительности труда коллектива и подрядчиков.
-
Планировать, организовывать и проводить тендеры.
-
Сформировать чек-листы для контроля работ подрядчиков, организовать систему приемки работ.
В зоне ответственности руководителя строительного проекта также находится оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля на всех этапах работы над проектом.
Смотрите также: Отзыв о программе «Руководитель строительного проекта»Требования к навыкам строительного менеджера
В соответствии с ГОСТ руководитель строительного проекта должен разбираться в инвестиционно-строительной деятельности, оптимизации проектных решений, предпроектной подготовке. Работодатели ждут от такого управленца наличия высшего технического образования, умения планировать и защищать перед заказчиком свои решения, организовывать процессы и знания нормативной документации индустрии. Вот универсальный список требований:
-
Основы земельно-градостроительных процессов строительства: специалист должен знать источники для установления режима земель, понимать, где строить нельзя, а где есть зоны с особыми условиями использования. Придется разобраться в требованиях к проектам и документации, в основаниях отказов со стороны разрешительных органов.
-
Работы с проектной документацией: нужно понимать, на что смотреть в градостроительном плане участка, знать нормативы проектирования, разбираться в инженерных изысканиях в строительстве. Понимать требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений к проектной документации, национальных стандартов, сводов правил, требования к заданию на проектирование в соответствии с ГК РФ.
-
Ценообразование и сметное нормирование в строительстве: нужно разобраться в определении стоимости инженерных изысканий, в ценообразующих факторах и зависимостях, в сборнике базовых цен. Руководитель проекта разбирается в способах расчета стоимости, умеет рассчитывать стоимость по натуральным показателям.
-
Экспертиза проекта: знать, как проводится процедура, какие объекты подлежат обязательной госэкспертизе, понимать, какие требования предъявляются к проектам, с какими ошибками может столкнуться специалист.
-
Управление инвестиционно-строительными проектами: руководитель разбирается в стандартах проектов, знает об основных сложностях и понимает, как их можно решить. Менеджер отличает проект от операционной деятельности, может планировать жизненный цикл проекта и понимает разные фазы его ведения. Умеет идентифицировать риски. Разбирается в календарном планировании.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.