Продюсер онлайн-курсов: настоящая профессия будущего

Продюсер онлайн-курсов: настоящая профессия будущего

Разбираемся, какие навыки станут визитной карточкой и конкурентным преимуществом, как стать продюсером онлайн-курсов и сможет ли искусственный интеллект вытеснить эту профессию с рынка
981

Масштабирование и рост популярности онлайн-образования (для примера, в первом полугодии 2023 года российский рынок Edtech вырос на 34,6%) привели к тому, что сегодня любой специалист может повысить свою квалификацию, буквально не выходя из дома: ему предлагают десятки вариантов — от краткосрочных курсов до годовых программ с максимальным погружением в профессию. Предприниматели и руководители также получают ряд возможностей: бизнес-образование для сотрудников доступно в дистанционном и гибридном форматах.

В связи с этим спрос на профессию продюсера онлайн-курсов становится все выше: нужен специалист, который поможет с разработкой и дальнейшим продвижением обучающего продукта. Какие компетенции ему нужны? Как развиваться, чтобы быть востребованным? Стоит ли переживать из-за популярности нейросетей? На эти вопросы ответил основатель и генеральный директор диджитал-студии разработки цифровых решений для образования Center-Game, преподаватель РШУ Олег Панин. Он поделился практическими советами как для начинающих специалистов, так и для экспертов, которые хотят выйти на более высокие чеки.

Содержание:

Кто такой продюсер онлайн-курсов на самом деле

Как получить профессию продюсера онлайн-курсов

Что ждет профессию в ближайшие пять лет

Что делать с искусственным интеллектом

Кто такой продюсер онлайн-курсов на самом деле

Эта профессия достаточно молодая, поэтому в первую очередь следует разобраться со списком навыков и компетенций, чтобы лучше понимать, на чем расставить акценты в работе. Олег Панин считает, что профессия продюсера онлайн-курсов должна включать такие составляющие:

  1. Производство информационного продукта и методология. Продюсер онлайн-курсов понимает, какая у них структура, как добиться, чтобы их проходили, и какой контент дать участникам обучения.

  2. Маркет-фит. Продюсер онлайн-курсов отвечает за то, чтобы продукт соответствовал ожиданиям целевого рынка. Речь идет о контенте, процессе покупки и пользовательском опыте в общем. Когда получается достичь маркет-фита, популярность продукта и доходы проекта растут. Жесткая конкуренция на рынке делает маркет-фит одним из ключевых приоритетов продюсера.

  3. Менеджмент. Если продюсер онлайн-курсов обладает хотя бы базовыми компетенциями для управления командой и процессами, он способен быстрее реализовывать проекты.

  4. Маркетинг. Продюсер онлайн-курсов должен знать рынок, целевую аудиторию и ее «боли». Это не значит, что он должен сам заниматься продвижением, дизайном, настраивать рекламу, писать продающие тексты. Этим должны заниматься соответствующие специалисты. Однако он обязан разбираться в маркетинге: почему должны купить именно этот курс? Кто его должен купить? По какой цене? Это исключительно маркетинговые вопросы, которые возникают на этапе разработки продукта. Сегодня сильно недооценена роль глубокого исследования перед производством курса. Оно может состоять из проведения опросов, анкетирований и глубинных интервью, изучения материалов в открытом и платном доступе. На выходе должны как минимум появиться цели и задачи курса и персона-модель. Лучшим результатом исследования Олег Панин считает карту пути обучения (Learning Journey Map). Исследование позволит сэкономить время на дальнейшем изменении курсов, конфликтах с заказчиками и переосмыслении того, зачем и кому вообще нужен этот курс.

  5. Финансы. Исходя из упомянутых компетенций, продюсер онлайн-курсов по своим навыкам близок к владельцу продукта (Product Owner, PO), то есть к специалисту, который представляет интересы заказчика, понимает основные функции продукта и помогает команде их реализовать. Ему нужна экспертиза в экономике продуктов и проектов, которые будут запускаться.

  6. Дополнительным преимуществом станет знание современных сервисов для создания информационных продуктов.

Таким образом, 80% времени продюсера онлайн-курсов уходит на производство, методологию и маркетинг, 20% — на управление командой. Реализация этого сочетания навыков поможет стать востребованным специалистом, который обеспечивает бизнес-результат.

Как получить профессию продюсера онлайн-курсов

Если обучение не влияет на человека, оно становится бесполезным. Поэтому для повышения квалификации важно находить программы, ориентированные на практику. В их числе — комплексное обучение, включающее навыки управления проектами, понимание экономических основ и маркетинга.

Дальнейший путь развития зависит от уже наработанного опыта и навыков. При конкретном запросе можно пойти на узкоспециализированные курсы, например, отдельно изучить экономику информационных продуктов или методы взаимодействия с командой. Личное наставничество и отдельные лекции также становятся помощниками продюсера онлайн-курсов.

Важно обратить внимание на главную проблему — тотальную недооценку этапа исследования из-за нехватки соответствующей компетенции, энтузиазма для проведения интервью с потенциальными слушателями, умения проводить опросы. Некоторым это кажется пустой тратой времени. Олег Панин считает: лучше вложить 80% сил и времени именно в этап исследования и проектирования, тогда продукт будет пользоваться спросом на рынке образования.

Что ждет профессию в ближайшие пять лет

В будущем профессия продюсера онлайн-курсов должна прийти к формату своего «коллеги» — продюсера из кинематографа. Тогда сложатся такие составляющие:

  • Заказчик понимает, чем именно такой специалист занимается.

  • Продюсер знает, как повысить продажи продукта.

  • Продюсер понимает, как правильно упаковать и грамотно подготовить весь контент.

  • Продюсер знает, как правильно составить композицию.

  • В большинстве случаев продюсер работает на себя — благодаря известности в соответствующих кругах, к нему обращаются компании для реализации определенного объема задач.

  • По сути, на продюсеров идет «охота», то есть не они ищут заказы, а к ним приходят с интересными предложениями.

В будущем эта деятельность перейдет в формат долгосрочной проектной работы, а не выполнению разовых задач.

Получите бесплатно образец должностной инструкции менеджера по обучению и развитию персонала

Что делать с искусственным интеллектом

Олег Панин считает, что с ИИ нужно учиться дружить. Например, в его компании есть продюсер, который научился использовать возможности нейросетей для повышения эффективности производства информационных продуктов.

Сейчас в среднем в команде, которая занимается разработкой и запуском обучающих программ, может быть 10—20 человек. Искусственный интеллект поможет автоматизировать рутинные задачи, убрать некоторый хаос, и таким образом освободит ресурс для продюсера и других специалистов. У них появится больше времени и творческих сил для исследования целевой аудитории и поиска настоящей уникальности и ценности курса. Команда сможет сфокусироваться на том, как сделать этот продукт самым востребованным и актуальным, вместо того, чтобы бороться с рутиной и дедлайнами.

«Не искусственный интеллект заменит современные профессии, а люди, которые умеют его применять»Будущее онлайн-обучения — большая часть нашей жизни. Скоро к нему добавится виртуальная реальность, поэтому сейчас отрасль стоит на пороге появления принципиального нового качества образования в интернете. Первопроходцам в этой отрасли может быть тяжело, но при этом важно именно сейчас создавать новые стандарты и отстаивать их. Продюсер онлайн-курсов должен быть пассионарием: его задача — не только освоить все необходимые навыки, но и прекратить скрывать свои идеи, начать проявлять креативность.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!