Шесть шагов к реализации успешной прелиминаринг-программы

Шесть шагов к реализации успешной прелиминаринг-программы

Как настроить процесс отбора молодых специалистов в крупной компании, чтобы поток кандидатов не иссяк. HR-cпециалисты АО «Центральная ППК» делятся кейсом запуска программы прелиминаринга.
1503

Привлечение молодых специалистов с помощью стажировок и производственных практик, или «прелиминаринг» (от англ. preliminary — предварительный), является эффективным способом привлечения заинтересованных работников из числа студентов и выпускников. Прелиминаринг зачастую перекликается с более популярным в российской HR-практике термином — «graduate-рекрутмент» (от англ. graduate — выпускник).

Прелиминаринг — перспективная технология поиска и подбора персонала. В условиях высокой конкуренции за молодые таланты, нестабильности на рынке труда и дефицита подготовленных кадров в некоторых отраслях, прелиминаринг стоит использовать в качестве эффективного инструмента в арсенале HR-службы. Он подойдет для компаний самых разных размеров и с разными финансовыми возможностями, достаточно подобрать актуальные именно для вас форматы. Конечно, в организации должна быть выстроена особая культура работы с молодыми талантами.

Не забывайте, что активное взаимодействие с учениками и студентами — это демонстрация образа социально ответственного работодателя, который содействует раннему трудоустройству и поддержке молодежи. Еще один аргумент в пользу использования такой технологии — поддержка правительством и даже субсидирование организаций, которые трудоустраивают молодых специалистов.

В АО «Центральная ППК» уже несколько лет мы успешно реализуем прелиминаринг-программу для привлечения в штат работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машиниста электропоезда). На рынке труда не хватает соискателей с такой узкой специализацией, поэтому мы используем привлечение студентов-железнодорожников как один из основных источников трафика кандидатов.

Далее мы расскажем об основных шагах к разработке и реализации успешной прелиминаринг-программы, которые мы в АО «Центральная ППК» прошли и выделили на своем опыте.

1. Определите потребность в персонале

Прежде чем приступить к использованию технологии прелиминаринга, определите вашу потребность в работниках (с разделением на категории) на короткую, средне- и долгосрочную перспективу. Если у вас уже подготовлена кадровая стратегия, встройте в нее прелиминаринг наравне с остальными направлениями работы по подбору персонала. При этом учитывайте, что для закрытия одной и той же вакансии можно использовать одновременно несколько методов.

Практический курс по подбору персонала: современные методы и приемы

Хотите развить навыки подбора персонала, проведения интервью? Узнать больше о методиках оценки, вникнуть в HR-процессы после приема на работу?

Курс поможет освоить различные методы оценки кандидатов и сотрудников. Вы узнаете о задачах и особенностях центров оценки, инструментах адаптации персонала, сможете потренироваться в проведении интервью, а преподаватели-практики поделятся своими наработками и секретами профессии.

Информация о количественной потребности в студентах и выпускниках понадобится, когда вы будете выбирать учебные заведения для сотрудничества и общаться с их представителями. Потенциальным партнерам необходимо понимать, сколько рабочих мест вы сможете предложить их студентам или выпускникам, а вам, в свою очередь, нужно определиться, какое количество будущих кандидатов вы нацелены охватить и привлечь.

В АО «Центральная ППК» мы выстроили систему планирования потребности в работниках локомотивных бригад на разные по продолжительности периоды. В компании есть планы по подбору машинистов и помощников от одной декады (оперативные) до 5—10 лет (стратегические). При планировании мы обязательно учитываем все текущие и перспективные проекты, подпитываясь информацией от коллег из Департамента стратегического развития и других подразделений. Благодаря этому мы можем создавать долгосрочные HR-стратегии и давать профильным колледжам информацию о потребности рынка труда в выпускниках.

2. Выберите целевую аудиторию: школьники, студенты ССУЗов и ВУЗов, выпускники

Этот пункт выходит из предыдущего. Если ваша потребность в персонале ситуативна или имеет сезонный характер, а требования к квалификации и опыту работников минимальны, вы можете организовать короткую стажировку для студентов, например, на летний период. Для закрытия точечных вакансий на постоянные позиции подойдет стажировка выпускников с последующим отбором в штат компании.

Если ваша компания реализует длительные проекты, или в отрасли складывается острая нехватка работников определенных профессий, организуйте долгосрочные прелиминаринг-программы для студентов, начиная с первого курса их обучения. Программы должны быть максимально комплексными: с учебными и производственными практиками, совместными проектами и возможностью гарантированного трудоустройства после выпуска или даже во время обучения. Не стоит забывать и о такой целевой аудитории как школьники, особенно если ваша организация — крупнейшая или одна из ключевых в городе/регионе. Вы можете стать привлекательным работодателем для будущих выпускников еще со школьной скамьи.

Для АО «Центральная ППК» ключевой аудиторией являются студенты и выпускники железнодорожных колледжей. Мы реализуем разные программы для интересующей нас аудитории: от производственной практики до обучения дополнительной профессии на последнем курсе с дальнейшим оформлением на работу АО «Центральная ППК».

3. Найдите потенциальных партнеров среди учебных заведений

Определите, какие образовательные учреждения могут стать подходящими площадками для реализации прелиминаринг-программы. Для этого необходимо проанализировать отраслевые учебные заведения, факультеты, школы и профильные гимназии вашего города, изучить, с кем и каким образом взаимодействуют ваши конкуренты в отрасли.

Следующий шаг — наладить коммуникации с представителями учебных заведений. Обозначьте будущим партнерам свою потребность и обсудите возможные форматы взаимодействия.

Не ограничивайтесь выбранными учебными заведениями при первичном анализе рынка, особенно если вашей организации постоянно требуется персонал разного профиля и в разных городах. HR-специалисты АО «Центральная ППК» постоянно исследуют рынок и расширяют географию сотрудничества с колледжами. Это позволяет подключать новые источники потенциальных кандидатов.

4. Составьте перечень программ и мероприятий

Здесь на первый план выходят финансовые возможности вашей организации. Запланируйте конкретные программы и составьте план мероприятий, исходя из возможностей вашего бюджета. Определите ответственных за прелиминаринг-проекты в HR-департаменте. При необходимости, создайте рабочую группу, подключив PR-службу.

Не забывайте, что прелиминаринг может и должен тесно переплетаться с методами продвижения HR-бренда. Важно не только организовать различные мероприятия и программы, но и сделать их интересными для целевой аудитории, а вашу компанию — лучшим работодателем для молодых специалистов.

Вот некоторые из возможных направлений продвижения прелиминаринга:

  • Мероприятия для школьников (экскурсионные программы, лекции о деятельности предприятия или о конкретной профессии в игровом формате).

  • Мероприятия для студентов (дни открытых дверей в организации, хаккатоны).

  • Участие в ярмарках вакансий, днях открытых дверей, студенческих конференциях и круглых столах в учебных заведениях.

  • Размещение информации о вакансиях на стендах и в социальных сетях колледжей и университетов.

  • Организация учебных и производственных практик для студентов, стажировок — для студентов и выпускников.

  • Целевое обучение или специальные курсы с гарантированным трудоустройством.

  • Открытие базовых кафедр и участие в составлении программ обучения.

  • Брендирование учебных аудиторий, покупка демонстрационных образцов, тренажерных комплексов (в том числе VR).

  • Участие в формировании контрольных цифр приема на программы обучения.

АО «Центральная ППК» использует комплекс различных мероприятий в рамках прелиминаринг-программы, постоянно пробуя новые форматы. Недавно мы провели первый «День открытых дверей» для студентов-железнодорожников первого и второго курсов в депо, где обслуживаются электропоезда. Мы показали ребятам, как выглядит рабочий процесс, и увидели живой интерес к проектам нашей компании.

При планировании мероприятий и разработке проектов обязательно определите, каким образом вы станете осуществлять отбор на конкретные программы, в случае если количество мест будет ограничено. Также необходимо обозначить критерии для трудоустройства участников ваших программ — будут ли это все выпускники, прошедшие практическую подготовку в вашей компании или, к примеру, только наиболее успешные по итогам стажировки или интервью.

В случае АО «Центральная ППК», все студенты колледжей-партнеров имеют преимущество при отборе на вакансии, а участникам отдельных программ гарантировано трудоустройство и быстрый карьерный рост. Еще один из вариантов завершения стажировки или практики — попадание в кадровый резерв, пул потенциальных кандидатов на открывающиеся вакансии.

5. Действуйте

Утвердите планы, заключите соглашения о сотрудничестве с партнерскими образовательными учреждениями, проведите первые совместные мероприятия. Если имя вашей компании как работодателя ново для студенческой среды, целесообразно начать с активного продвижения HR-бренда. Обеспечьте присутствие компании в информационном поле потенциальных участников программ. Можно задействовать социальные сети как компании, так и партнерских учебных заведений. Расскажите целевой аудитории о преимуществах работы в вашей организации, о карьерных перспективах и корпоративной культуре.

После знакомства с потенциальными кандидатами переходите к запуску программ стажировок и практик. Не бойтесь пробовать новые форматы, реализовывать инновационные проекты вместе с образовательными учреждениями, охватывать различные аудитории, начиная от школьников или даже воспитанников детских садов, и заканчивая выпускниками ВУЗов.

6. Проанализируйте первые результаты

Необходимо изучать результаты на каждом из этапов реализации вашей прелиминаринг-программы. Определитесь с интересующими вас метриками, исходя из поставленных целей. Отслеживайте интерес целевых аудиторий к вашим мероприятиям и спрос на участие в проектах, рассчитывайте процент стажеров, обратившихся для трудоустройства после стажировки.

В АО «Центральная ППК» мы постоянно анализируем динамику трудоустройства профильных выпускников из партнерских учебных заведений в нашу компанию в целом, а также после прохождения практики в частности. За период существования прелиминаринг-программы, благодаря ее постоянному расширению, мы наблюдаем ежегодный рост трудоустройства выпускников колледжей-партнеров в среднем на 30%.

Контроль результатов и аналитика нужны, чтобы более эффективно планировать дальнейшее сотрудничество с учебными заведениями и корректировать свои действия. Однако учитывайте, что прелиминаринг зачастую работает именно на долгосрочную перспективу, и ощутимая эффективность многих мероприятий проявит себя только через продолжительное время.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!