Справедливо может возникнуть вопрос: а какой подход позволяет более качественно управлять безопасностью? Единого понимания на сегодняшний день нет.
Попробуем разобраться в подходах поподробнее.
Функциональный подход предполагает наличие отдельного подразделения (обычно - службы безопасности) с определенной штатной структурой, специализацию сотрудников в рамках этой структуры. С появлением новых функций происходит увеличение численности подразделения. Ограниченное делегирование полномочий и ответственности. Влечет низкую ориентацию деятельности подразделения на конечный результат, поскольку отчетность происходит перед своим руководителем подразделения.
Процессный подход сокращает зависимость от структурной иерархии. Ориентирует руководителей на достижение результата в рамках процесса и, соответственно, сотрудников и подразделения на конечный результат. Делает возможным максимальное использование квалификации сотрудников. Позволяет делегирование полномочий и ответственности в рамках процесса.
Мое мнение, что преимущества процессного подхода в управлении безопасностью достаточно очевидны.
Но было бы неуместно стремление противопоставлять данные подходы и попытаться выбрать из них какой-то один. Поскольку в них есть что-то общее. Вероятно, что распределение функций на основе процессов и проектирование процессов между функциональными областями происходит на основании каких-либо общих правил (регламентов).
Прежде чем сформулировать выводы, позволю себе высказать два замечания.
- Многое в выборе подходов зависит от готовности или, лучше сказать, зрелости самой компании.
- Важно обратить внимание и на то, что, независимо от подходов, одна из особенностей ведения бизнеса в России предполагает обязательное наличие службы безопасности в компании.
Таким образом, процессный и функциональный подходы управления безопасностью дополняют друг друга, и их можно использовать параллельно. А достижение качественного конечного результата зависит в большей степени от компетенций сотрудников компании. И поэтому целесообразно уделять внимание именно их постоянному обучению.