8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Перестаньте говорить «Я занят»

Узнайте, что вместо этого говорят успешные люди
11403

Советы Гэри Бернисона, генерального директора глобальной консалтинговой компании Korn Ferry.

«Я очень занят» — три маленьких слова, которые мы часто говорим, чтобы отклонить чье-то приглашение. Конечно, эта фраза имеет смысл: время — самый ценный товар, потому что, в отличие от денег, мы не можем его приумножить. Но в реальности все всегда чем-то заняты. Когда для вас «я занят» означает «я действительно завален делами», для другого человека это звучит как «то, что я делаю, важнее тебя». В результате атмосфера вокруг вас быстро становится токсичной.

Сила хорошего оправдания

Группа исследователей из Гарвардской школы бизнеса недавно выяснила, как отказ от социальных или профессиональных приглашений влияет на наше межличностное восприятие и поведение. В эксперименте они попросили 300 работающих взрослых рассмотреть такую ситуацию: вы пригласили друга на ужин, а друг отказался. Некоторым участникам исследования сказали, что их друг использовал деньги в качестве оправдания («у меня сейчас нет денег»),
некоторым — что отказ был мотивирован занятостью («у меня нет времени»), а остальные не услышали никакого оправдания.

Испытуемые сочли отсутствие денег наиболее надежным поводом для отказа по сравнению с отсылкой к занятости или отсутствием каких-либо объяснений. Отчасти это связано с тем, что безденежье воспринимается как обстоятельство, на которое их друг может повлиять меньше всего в отличие от других причин. Это исследование дает ценное представление о том, как защитить свое личное пространство и время, не заставляя других людей сомневаться, ценим ли мы отношения с ними.

Эффективные альтернативы фразе «Я занят»

В ситуациях, когда деньги не являются подходящим оправданием, вместо «нет времени» лучше сказать, что у вас нет энергии. Потому что энергия воспринимается как более честная и менее контролируемая причина. Вот еще несколько эффективных способов вдумчиво сказать «нет» без вреда для отношений с другим человеком:

1. Расскажите, чем вы загружены

Пусть оппонент знает, что у вас происходит. Только не ройтесь в своем грязном белье и не рассказывайте обо всем, что сделали в этот день и что еще предстоит сделать. Просто поделитесь значимыми достижениями и обязательствами, которые вам предстоит выполнить. Ваша цель — направить разговор от неловкости к чему-то приятному. Рассказывая другим, что вы делаете (даже если это не связано с работой), вы помогаете им узнать вас лучше. Пригласите собеседника также поделиться своими задачами и успехами.

Смотрите также: Основные методы убеждения

2. Примите приглашение, но в другой раз

Этот метод особенно эффективен, когда вы отклоняете приглашение начальника. Например: «Я должен выполнить задачи 1,2 и 3, но все равно хотел бы встретиться. Мы можем запланировать это на следующую неделю, когда обстановка на работе немного успокоится?».

Таким ответом вы продемонстрируете свою трудовую этику, а босс не подумает, что вы пытаетесь уклониться от встречи с ним. Более того, начальство будет приятно удивлено, когда узнает о вашей занятости (только если вы не отклоняете приглашения руководства каждый день).

3. Будьте честны, протяните руку помощи

Честность и искренность могут увеличить ваш «рейтинг симпатичности» в коллективе. Пусть ваш коллега точно знает, что вы чувствуете (но соблюдайте профессиональные границы, не делитесь слишком личным). В зависимости от того, какого рода приглашение вы получили, используйте варианты ответа:

  • «Я не могу участвовать в мозговом штурме, потому что у меня есть несколько задач с крайним сроком выполнения. Я их еще не сделал и, честно говоря, нахожусь в цейтноте. Вы не против, если я пришлю свои идеи завтра утром?».
  • «На следующей неделе я не смогу прийти на ваше мероприятие, потому что у меня есть планы на ужин в этот вечер. Я уже дважды переносил его, и не могу сделать это снова. Но я знаю нескольких коллег, которые захотят посетить мероприятие. Могу пригласить их вместо себя?».

Нужно показать, что вы доверяете вашему визави достаточно, чтобы быть честным, и заботитесь о нем, предлагая поддержку.

4. Просто скажите «да»

Давайте посмотрим правде в глаза: мы никогда по-настоящему не выходим из детского возраста. Мы хотим, чтобы нас любили и принимали. Хотим иметь то, что есть у других. Иными словами, мы хотим выделяться и побеждать. 

Но это не все. Вредно думать только о себе и быть всегда недоступным — это лишь повредит вашей карьере. Когда кто-то просит принять участие в чем-то, он хочет знать, считаете ли вы его достойным вложением своего времени. И иногда самое лучшее, что можно сделать, это сказать «да».

По материалам cnbc.com


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!