8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Образование в digital: как эффективно учиться новому дома

Образование в digital: как эффективно учиться новому дома

Выбираем курс и осваиваем современные инструменты для развития компетенций
2043

Возможность получать знания дистанционно уже давно привлекала к себе интерес пользователей. Людям нравилась идея учиться без привязки к месту и времени. 2020 год и повсеместный локдаун сделал цифровое обучение единственно возможным. В онлайн перевели даже обязательную школьную программу. 

По мере расцвета пандемии и введения ограничений у людей стало появляться то, чего так сильно не хватает в современном мире — время. И у многих наличие времени и отсутствие занятости вызвало желание учиться. Кто-то уходил за принципиально новыми знаниями и новыми профессиями, увидев в них возможности и перспективы жизни в нынешних условиях. Другие принимали решение перейти на фриланс. Третьи развивали уже имеющиеся таланты. Так или иначе спрос на обучение в интернете вырос в разы.

Вместе со спросом и востребованностью стали появляться проблемы. Стало понятно, что далеко не все digital-обучение оказывается эффективным. О том, какие препятствия встречаются на пути обучения в цифровой среде, рассказала Анастасия Батхина, психолог и основатель виртуального проекта для развития гибких навыков InMind.

Digital- и онлайн-обучение — в чем разница?

Эти понятия по сути являются синонимами. Все различия проявляются на ассоциативном уровне: название «онлайн-обучение» закрепилось за онлайн-курсами и интенсивами, а digital нарастило возможности еще и за счет нового цифрового инструментария.

В расширенном списке появилось обучение через VR и AR (виртуальную реальность и дополненную реальность), мобильное микрообучение и использование в процессе чат-ботов, а также набирающие популярность платформы p2p-обучения (peer-2-peer или «от равного к равному» — такие платформы позволяют учащимся быть соавторами выполненных заданий и максимально включаться в процесс за счет обратной связи).

Таким образом, цифровое обучение вышло за рамки онлайн и выросло в диджитал. Хотя пользователи пока еще склонны путать эти понятия.

Эффективность digital-обучения

Как и любое действие, обучение должно приносить результат. А результат, в свою очередь, должен быть измеряемым. Эффективность любого образования позволяют оценивать следующие критерии:

  • Объем полученных теоретических знаний.
  • Практические навыки.
  • Чувство общности и коммуникации с единомышленниками.
  • Чувство личного удовлетворения процессом и результатом.

Это позволяет сделать более результативным обучение в любой форме. Что касается именно онлайн-образования, то здесь следует уделить внимание следующему:

  • Группы поддержки. Обучение через интернет требует от пользователей включенности в процесс и самодисциплины, что оказывается весьма трудным в домашних условиях. Поэтому группа единомышленников может служить дополнительным источником мотивации.
  • Обучение как привычка, или сила маленьких шагов. Погоня за большими результатами или обещание себе пройти целый курс за один день может стать причиной, по которой захочется надолго отложить это занятие. Постоянно будет не хватать то желания, то времени. Зато обучение пусть даже по 15 минут в день и постепенное получение знаний легко войдет в привычку и постепенно приблизит вас к результату.
  • Выбор правильного формата обучения. Не секрет, что все люди воспринимают информацию из разных источников по-разному. Кому-то легче дается восприятие на слух, кто-то лучше вникает в прочитанное. Из всего многообразия форм (подкасты, лекции, приложения и другие) необходимо выбирать то, что подходит именно вам. И если при этом совместить несколько форматов, то можно достигнуть максимального эффекта.

Проблемы digital-обучения

У обучения через цифровую среду есть не только плюсы, но и минусы. По разным данным, люди завершают примерно 20% онлайн-курсов. Причем, этот показатель не зависит от оплаты курса. На это есть несколько весомых причин:

  • Взрослым людям необходимо совмещать учебу с множеством других дел: с работой, с занятиями спортом, с заботой о семье и решением бытовых задач. Очень часто время на обучение выделяется по остаточному принципу, а иногда его не остается вовсе.
  • Бытует ошибочное мнение, что взрослому человеку не нужен учитель. Хотя в любом возрасте получать знания самостоятельно бывает непросто. Взрослость не делает мозг человека компьютером, на который можно просто взять и записать обновление, хочет он того или нет. Чтобы учиться человеку нужна мотивация, организация и самодисциплина, а еще нужна возможность получать ответы на возникающие вопросы. Большая часть материала в базовой подаче может не восприниматься, и у обучающегося будут возникать вопросы. Лишь немногие отправятся в интернет за поисками дополнительной информации по теме, большинство просто не захочет тратить на это время. Не получив ответы на курсе, люди со временем теряют интерес к дальнейшему обучению.
  • Методология большинства онлайн-курсов оставляет обучающегося один на один с информацией. Длительные лекции и домашние задания приводят к тому, что пользователь просто начинает скучать. Отсутствие интерактива и монотонность снижают вовлеченность ученика, а вкупе с нехваткой времени и обратной связи отбивает желание учиться совсем.

Как выбрать эффективный курс?

Во-первых, необходимо обратить внимание на экспертизу преподавателей, отдавая предпочтение тем, у кого есть педагогический опыт. Рынок онлайн-обучения уже перенасыщен. Существует большое количество курсов, где успешный эксперт предлагает поделиться своим опытом и своими знаниями. Проблемы таких ресурсов в том, что далеко не каждый эксперт и профессионал в своей области способен быть преподавателем. Уметь самому и учить других — это разные понятия.

Во-вторых, оцените обещанный результат. «Когда-нибудь вы будете знать все то же самое, что и мы» — значит «никогда». За два месяца освоить с нуля новую профессию невозможно, даже если в процессе обучения будет применяться гипноз. Результат должен быть конкретным, понятным и реалистичным.

В-третьих, следует подробней разузнать о методологии курса. Как будет строиться обучение? Кто будет давать обратную связь по заданиям и как часто? Кто будет отвечать на вопросы? Предпочтение имеет смысл отдавать курсам с навыковым обучением и развитой системой поддержки для учеников.

Потребность в получении знаний и развитии для человека не является базовой, но может ощутимо повлиять на качество жизни. Переход в онлайн сделало образование более доступным и легким. Благодаря цифровым ресурсам, учиться новому можно даже имея всего 15 минут в день. Важно при этом лишь выбрать эффективный ресурс и методику, чтобы даже эти 15 минут не оказались потраченными впустую.

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!