Мозговой штурм или брейнсторминг — процесс коллективного решения задач при помощи создания большого количества идей. Этот метод мы часто применяем даже в повседневной жизни, но не в полном формате. При решении бизнес-проблем мозговой штурм требует подготовки и правильного подхода к организации процесса.
Этапы мозгового штурма
Подготовка. На этом этапе нужно сформулировать проблему, отобрать участников и выбрать технику проведения брейнсторминга. Сотрудников оповещайте заранее, чтобы они могли подготовиться и не планировали на это время рабочие задачи.
«Штурмовка». Главная задача этапа — всем включиться в процесс и генерировать как можно больше идей, даже самых невероятных.
Отбор и доработка идей. После штурма собираются специалисты, которые оценивают все варианты и выбирают лучшее решение. Это самый сложный и важный этап брейнсторминга.
Одна из ошибок проведения мозгового штурма — несоблюдение этой последовательности. Часто подготовку опускают, переходя сразу к делу. От этого получают нерелевантные идеи, потому что нет точно сформулированной проблемы, а сотрудники, оторванные от рабочих дел, не настроены на творческое собрание.
Семь правил мозгового штурма
Ограничьте количество участников. Большая группа снижает эффективность мозгового штурма. Все участники брейнсторминга должны предложить минимум одну идею. С многочисленной аудиторией, во-первых, собрание затянется. Во-вторых, начнется хаос, не каждый сможет высказаться. Кроме того, сотрудники лучше раскрываются в небольшой компании знакомых.
Курс «Развитие управленческих навыков»
Научитесь работать в режиме многозадачности и неопределенности, развейте способность к открытому сотрудничеству и станьте успешным руководителем.
В программе:
- Распределение задач и контроль за их исполнением.
- Системное мышление для принятия решений.
- Мотивация команды.
- Построение эффективных коммуникаций.
- Делегирование полномочий.
- Наставничество и профессиональное развитие.
Приглашайте на брейнсторминг специалистов из разных сфер и отделов. Например, вы хотите привлечь новый трафик на сайт. Устроили мозговой штурм и пригласили отдел маркетинга. Они начали генерировать идеи, которые уже обсуждались вне собрания. Такое бывает из-за «зашоренности», когда долго работаешь над одним проектом. Но специалист из отдела продаж рассказывает, что можно использовать офлайн-методы и сделать флаеры с qr-кодом. Это новый взгляд человека, который не погружен в проект.
Важно, чтобы все участники понимали, о чем идет речь. Продажник постоянно работает с клиентами и знает их «боли», поэтому может дать полезный совет отделу маркетинга. Например, бухгалтера к этому брейнстормингу привлекать не стоит.
Подготовьте помещение. Заранее забронируйте переговорную комнату или кабинет, назначьте время и оповестите участников. Проверьте, чтобы хватало стульев, была доска для заметок и маркеры. Принесите бутылки с водой или предупредите, чтобы брали напитки с собой. Во время мозгового штурма нужно полностью погрузиться в процесс, любые отвлекающие факторы могут снизить его эффективность.
Обозначьте проблему и цель брейнсторминга. Каждый участник должен понимать, что от него нужно и зачем его позвали. Об этом следует сообщить заранее и еще раз напомнить перед штурмовкой.Важно: обозначьте и четко сформулируйте одну проблему.
Нет | Да |
У нас что-то с трафиком происходит, что нам делать, есть идеи? | Нам нужно увеличить трафик в блог на сайте. Мы хотим привлечь 3000 уникальных пользователей из поисковых систем и социальных сетей за месяц. Как бы вы решили эту проблему? |
Установите время. Длительные собрания утомляют, их эффективность снижается. Определите продолжительность мероприятия, если не уложились в тайминг, но видите, что у всех есть творческий порыв, продолжайте. При снижении эффективности штурма, наоборот, можно закончить раньше и вернуться к нему в другой день. Главное — не растягивать процесс на неделю, а решать проблему пока она «горячая».
Записывайте идеи. Определите «секретаря», который будет фиксировать все предложения. Запись лучше вести на доске для заметок, чтобы участники не повторялись с вариантами.
Запомните, на мозговом штурме нет плохих и хороших идей. Критика только подавляет желание высказываться. Поэтому все оценочные суждения оставьте для этапа отбора, а в процессе генерирования записывайте все предложенные варианты.
Не подгоняйте. Несмотря на ограничения по времени, не нужно торопить участников, если они не готовы высказаться. Сначала проведите разминку, которая поможет участникам расслабиться и познакомиться. Как правило, сначала идеи предлагают неохотно: происходит процесс раскачки. Но уже к середине собрания наступит пик активности, а в конце пойдут самые невероятные предложения.
Техники мозгового штурма
Идеальный вариант мозгового штурма: все в творческом порыве выдают много идей. Но бывает и так, что участники сидят и молча смотрят друг на друга. Чтобы этого избежать, заранее изучите команду и выберите подходящий метод для проведения брейнсторминга.
Письменный штурм. Участники записывают идеи на бумаге, при этом каждый дополняет вариант предыдущего коллеги. Если вы знаете, что в вашей команде много интровертов, используйте эту технику.
Теневой. Все участники делятся на три группы. Первая генерирует идеи вслух, вторая не вмешивается, а записывает мысли в блокнот. Третья группа оценивает первые две, при этом она может дополнять предложения. Техника подойдет для большой команды.
Ролевой. Участники рассматривают проблему с разных позиций. Если взять проблему с повышением трафика, которую мы рассмотрели выше, то во время штурма можно примерить на себя роль покупателя, который зашел на сайт за товаром, или читателя блога. Метод подойдет как для группового, так и для индивидуального брейнсторминга.
Обратный. Все участники критикуют объект дискуссии и записывают минусы. Затем для каждого пункта подбирают решение проблемы. Техника помогает более детально изучить проблему.