Что такое инновационный менеджмент и как его использовать

Что такое инновационный менеджмент и как его использовать

Учимся внедрять инновации: виды, перспективные техники, план для топ-менеджера
1193

Внедрение чего-то нового в бизнес-процессы считается деятельностью с высоким риском: инновация может повысить доход, а может привести к убыткам. Поэтому для повышения эффективности процессов стоит использовать так называемый инновационный
менеджмент — набор правил, техник и методов, которые помогают привнести в компанию что-то уникальное.

Что такое инновационный менеджмент

Трактовки терминов «инновационный менеджмент», «управление инновациями» разнятся:

  • В учебнике для вузов А.В.Молчанова и А.П.Суриной «Инновационный менеджмент» (изд. Научно-издательский центр ИНФРА-М) так называют конечный результат творческих усилий по внедрению чего-то нового.
  • Специалист по менеджменту и организационному консультированию Том Питерс в книге «15 принципов инновационного менеджмента» (изд. Эксмо) трактует термин иначе. По его мнению, это управленческие решения, которые приводят к внедрению в бизнес-процессы чего-то принципиально нового для рынка.
  • Некоторые эксперты называют инновационный менеджмент наукой о том, как инновационную идею превратить в продукт, готовый для потребления конечным пользователем.

В практическом смысле инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.

Виды инноваций

Возможные изменение в компании, которые стоит трактовать как инновации, перечислил экономист Йозеф Шумпетер:

  • Внедрение в продукт нового свойства либо вывод на рынок абсолютного продукта с уникальными новыми свойствами. Допустим, появление в смартфонах гибких экранов или функции проектора.
  • Появление нового метода производства. Например, использование техники, которая выпускает больше продукции за единицу времени, или сокращает количество этапов производства.
  • Использование нового вида сырья в технологических процессах.
  • Открытие нового рынка для продукта, который раньше использовался в других отраслях. Например, изначально беспроводные гарнитуры производились для военных нужд. Появление на гражданском рынке таких наушников — инновация.
  • Появление новой организационной структуры. Допустим, инновацией стали бирюзовые стили управления, основанные на принципах самоорганизации.

Другую классификацию предлагает к.э.н Александр Шеметев. Он делит все инновации на три типа:

  1. Улучшение существующих процессов в компании. Например, покупка новых моделей станков на производство.

  2. Внедрение нового в компании. Допустим, организация занималась тиражированием DVD, а сейчас переформатировалась в облачный сервис, похожий на YouTube.

  3. Создание новой идеи или технологический прорыв. Например, в свое время такой инновацией стало появление нанотехнологий.

Как внедрять инновации в бизнес

Причиной провала инноваций в компании могут послужить: длительность разработки, недостаточная степень координации действий, неготовность к риску, непонимание нужд конечного клиента, плохой отбор идей или неправильная их оценка, а также нехватка идей. Внедряя в свою компанию инновационный менеджмент, проанализируйте процессы и избегайте перечисленных факторов.

Создайте площадку для экспериментов. Марк Розин, президент «Экопси консалтинг», рекомендует не внедрять инновации сразу в действующие процессы. Он предлагает выделить ресурсы для экспериментов, создать условную тестовую площадку, на которой можно проверять гипотезы и делать выводы об инновациях безопасно для основного бизнеса. Организовать условный бизнес-инкубатор.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.


Наймите творческих людей. Заниматься инновациями не смогут люди, которые привыкли работать с четкой организационной структурой и не хотят пробовать новое. Не стоит «ломать» таких специалистов — вместо этого сосредоточьтесь на поиске креативных менеджеров и работников, готовых экспериментировать. Будьте готовы к сложностям — они используют творческие способности, обладают сложным характером, ими трудно управлять и они не принимают традиционную иерархическую структуру. Но для экспериментов с инновациями это и не нужно.

Обозначьте границы экспериментов. Андрей Байков, директор онлайн-платформ корпорации Mars, предлагает заранее определиться, какие ресурсы вы готовы выделить на проверку инновационных гипотез, потому что порядка 70% инноваций не приносят ожидаемой прибыли.

Относитесь к инновациям как к веерным инвестициям — решите, сколько денег и времени вы готовы потратить, а затем смотрите на результаты и принимайте решение, продолжать тест или фиксировать убытки и закрывать направление.

Используйте идею из другого бизнеса. Эксперт по инновациям Пол Слоан, автор книги «Лидер-новатор», предлагает для начала взять чужую идею и попробовать внедрить ее в свою компанию. Например, так когда-то сделал Генри Форд — взял за основу производственную линию на мясокомбинате и внедрил ее в автомобильную промышленность. Тем самым значительно сократив время сборки и затраты на производство.

Спросите клиентов. Уточните у потребителей, чем бы они хотели дополнить ваш продукт или что их раздражает. Соберите повторяющиеся ответы и внедрите это как инновацию.

Еще можно не спрашивать клиентов, а наблюдать, как они пользуются вашим продуктом — это называют UI/UX-тестированием. Посмотрите, что они делают иначе, не так, как вы задумали? Например, в Heinz заметили, что люди хранят свои банки для соуса вверх дном, поэтому разработали перевернутую бутылку.

Примите неопределенность. Бизнес-эксперт Даниэль Керер рекомендует новаторам не забывать, что они работают с неопределенностью. В случае с внедрением чего-то кардинального нового невозможно с максимальной точностью спрогнозировать результат. Соответственно, любую инновационную деятельность нужно рассматривать как возможность проверить гипотезу.

Из-за неопределенности в инновационном менеджменте стоит избегать и полноценных технических заданий. Зачастую разработка таких ТЗ — это лишь способ потратить деньги и время — при создании и внедрении инновационного проекта всегда появляются новые факторы, которые требуют быстрых и гибких решений.

Попробуйте использовать гибкие методологии управления — например, Agile. В них вы сначала делаете так называемый минимально жизнеспособный продукт, который запускаете на рынок, затем собираете отзывы от первых покупателей и постепенно его дорабатываете.

Еще одна особенность гибких методологий — организационные процессы. В них нет дорожной карты, по которой нужно двигаться, но существует условная корзина, из которой команда еженедельно берет себе задачи. Цена ошибки снижается: если в случае с традиционным ТЗ вы поймете, что делаете что-то не то, придется переписывать весь план, то в Agile вам придется выбросить разве что результаты работы нескольких недель.

Коротко: инновационный менеджмент и методы по внедрению в компании

  • Инновационный менеджмент — это управленческий процесс, в котором менеджер выявляет полезные инновации из всех идей, а затем организует и контролирует их внедрение в бизнес.
  • Задачи инновационного менеджмента — улучшить производство, внедрить современные эффективные методы, найти новые рынки или создать уникальный востребованный продукт.
  • Все инновации можно разделить на пять видов: новый продукт, метод производства, новое сырье, выход на другой рынок и появление новой оргструктуры.
  • Мешают внедрять инновации в основном длительность процессов разработки проекта и недостаточная степень координации действий.
  • Эксперты советуют не внедрять инновации сразу, а создавать для них условный инкубатор, компанию внутри компании.
  • Чтобы использовать инновационный менеджмент, нужно нанимать творческих людей, которые не могут работать в традиционной иерархии и структуре.
  • Заранее определитесь с границами экспериментов — сколько денег и времени вы готовы тратить на тестирование гипотез. По истечении срока анализируйте результат, а затем или продолжайте развивать идею, или фиксируйте убытки и закрывайте направление.
  • Пробуйте гибкие методологии. Для внедрения инноваций не нужно составлять техническое задание или дорожную карту. Вместо этого составьте большой список обособленных задач, результат выполнения которых пригодится, даже если проект изменится.

Больше об инновационном менеджменте можно узнать на нашем курсе. Посмотреть программу и зарегистрироваться →
comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию