8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Говорить на одном языке: учимся понимать друг друга

Говорить на одном языке: учимся понимать друг друга

Бывает трудно договориться между собой людям с разным типом мышления: например, человеку с логическим мышлением с тем, кто больше ориентирован на эмоции. Об этом я говорила в прошлой статье. Хотелось бы еще сделать акцент на людях с образным и конкретным мышлением и посоветовать, как им выстраивать общение друг с другом.



2851

Кто такие люди с абстрактным мышлением? Они очень хорошо рождают метафоры, образы, легко придумывают новые концепции, легко оперируют абстрактными понятиями. Теория информационного метаболизма, состав голубого океана – все образы и понятия таких текстов будут им близки, потому что они сами легко рождают новые образы и комбинируют их.


А вот для людей с конкретным мышлением существует только то, что они могут потрогать, понюхать. И, когда им начинаю рассказывать про «голубой океан», они не понимают, о чем вообще идет речь, и раздражаются. Ведь они оперируют реальными объектами, например, легко могут найти 25 оттенков вкуса у вина или те же 50 оттенков серого цвета – ведь это составляющие их мира, и такие люди существуют «здесь и сейчас». Возможно, с фантазией у них не так хорошо, как у «абстрактников», зато они могут «работать руками», создавая какие-то реальные вещи.


Между такими людьми – абстрактными и конкретными – часто возникают конфликты. Оба могут считать, что его собеседник ничего не понимает. Потому что один говорит: «Нам нужна система, которая будет учитывать информационные потоки…», а второй: «Так, я ничего в этом не понял, покажите мне строчку в таблице с задачей, которую я должен исполнить». Или начальник, объясняющий проблему словами «Нам нужно повышать эффективность производства, очень важного и т.д. и т.п», а подчиненный с конкретным мышлением рассказывает: «Вот, ко мне пришел Иван Иванович, и рассказал о производстве». Они говорят об одном и том же, но по-разному смотрят на происходящее.


Хорошо, когда в коллективе есть человек, умеющий балансировать между этими двумя (образным и конкретным) инструментами влияния, и способный объяснить: «Нам нужно повышать клиентоориентированность. Например, к нам заходит гость, вы все встали, улыбнулись, спросили, как у него дела». То есть приводить абстракцию с примером. Подобные пояснения могут сопровождаться наглядными материалами: картинками, видео-инструкциями. Особенно это касается совещаний, уроков, коучингов, на которых люди с абстрактным мышлением, как правило, витают в своих мыслях. И наоборот, для человека с конкретным мышлением, склонного анализировать детали, нужно в своем обращении найти метафоры, аналогии, аллегорию, задействуя правое полушарие мозга (которое у него более развито). Тогда будет намного проще понимать друг друга.


Особенно это важно становится в ситуации, когда общение происходит не в формате «один на один» (где все-таки есть шанс прислушаться к аргументам собеседника, его реакции), а на публичных выступлениях. Когда оратор знает об этой проблеме/задаче, он делает свое выступление сбалансированным: чтобы в нем были и «разговоры о прекрасном» (с метафорами), и конкретные примеры, демонстрации.



 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!