MBA
Личный кабинет
Финансовая аналитика и прогнозирование для принятия решений

Финансовая аналитика и прогнозирование для принятия решений

В каждом бизнесе есть человек, который принимает решения, влияющие на развитие компании. Обычно за это отвечает собственник или топ-менеджмент. Они используют опыт, интуицию или другие эмпирические инструменты, но успешней будет тот, кто опирается на цифры и факты. Здесь и пригодится финансовый анализ и прогнозирование. Финансовый директор и руководитель проекта Аспро.Финансы Ольга Турчина объяснила, почему вашему бизнесу необходимы эти инструменты и как с ними работать.

Финансовый анализ 一 это изучение финансов бизнеса. Он нужен, чтобы оценить прибыль компании и понять, почему был достигнут или не достигнут результат. Финанализ помогает бизнесу оставаться предсказуемым и не подвергаться неприятным неожиданностям: если вы увидите, что прибыль снизилась, то сможете понять, как исправить ситуацию. Это действует и в обратную сторону: увидели рост прибыли → выяснили причину → по возможности масштабировали.

Содержание:

Виды финансового анализа

Этапы финансового анализа

Источники информации

Основные выводы про финанализ

Например, у вас сеть кофеен. В целом ваш бизнес прибыльный, но хотелось бы зарабатывать больше. Вы решаете открыть новую точку, но перед этим проводите финансовый анализ, в результате которого выясняете, что прибыль генерируют только некоторые кофейни. Остальные просто приносят убыток. Тогда, чтобы зарабатывать больше, достаточно будет закрыть убыточные кофейни.

Кроме внутренних задач, финансовый анализ закрывает и потребность внешних пользователей. Например, инвесторов или банков. Анализ поможет им принять решение, выгодно и безопасно ли вкладываться в ваш бизнес.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Секреты управления финансовыми потоками» в удобном формате EPUB.
Автор — Лариса Плотницкая, консультант по управлению финансами, преподаватель программы MBA.

Виды финансового анализа

Анализировать данные можно по-разному, все зависит от вашей цели.

Горизонтальный анализ. Этим способом можно сравнивать один показатель за разные периоды. Например, как изменялась чистая прибыль в течение времени. Также горизонтальный анализ поможет определить, есть ли у бизнеса сезонность. Важно обращать внимание не только на негативную тенденцию, но и положительную. Далее уже можно углубляться, за счет чего произошел рост или снижение.

горизонтальный финансовый анализ

Горизонтальный финанализ


Вертикальный анализ. При таком анализе сравнивают один показатель с другим, смотрят на их отношение к общей сумме. Например, вертикальный анализ поможет определить доли затрат и понять, на что вы больше всего тратите.

вертикальный финанализ

Вертикальный анализ


Эти методы можно объединять. Например, следить за тем, как со временем меняется структура доходов/расходов. 

Факторный анализ. Позволяет определить закономерности, при которых произошли изменения. Вертикальный и горизонтальный методы не покажут эти зависимости. Благодаря факторному методу вы можете определить, например, что повлияло на рост расходов на сырье: рост цен, объем закупок, логистика или другие факторы.

Анализ коэффициентов. Помогает оценить финансовое состояние бизнеса через коэффициенты и мультипликаторы. Рассмотрим некоторые в таблице:

коэффициенты

Все коэффициенты рассчитывать необязательно. Важно определить, что подходит вашей сфере и опираться на это. Также стоит сравнивать свои показатели с конкурентами и в динамике.

Этапы финансового анализа

1. Определите свою цель. С этого начинается любой анализ, ведь просто провести его «для галочки» нет смысла. Также от цели будет зависеть сам анализ: как его проводить и какие методики использовать.

2. Соберите данные. Определите, какие отчеты и другая информация помогут провести анализ. Источники будут зависеть от ваших целей и специфики бизнес-процессов.

3. Выберите методику анализа. Когда определили цели и задачи, собрали информацию, нужно понять, как использовать и работать с этими данными.

4. Сделайте выводы. Мало рассчитать показатели и посмотреть динамику. Важнее проанализировать данные и сделать выводы. Если у нас рентабельность равна икс, это хорошо или плохо? А если снижается валовая выручка, на что мы можем повлиять?

Вы должны понимать все отчеты и графики, чтобы финансовый анализ принес пользу вашему бизнесу.

5. Разработайте план действий. Теперь ваши выводы должны сложиться в список задач, которые приведут к цели из первого шага. Иначе вы просто потратите время. Здесь и происходит принятие решений на основе данных.

Источники информации

Мы уже определили, что перед финансовым анализом необходимо собрать данные. Теперь разберемся, откуда их брать. Вся нужная информация может находиться в трех основных отчетах управленческого учета: балансе, ПиУ и ДДС.

Баланс 

Покажет, сколько денег вложено в бизнес, откуда они взялись и на что были потрачены. Что можно узнать из отчета:

  • Рентабельность капитала.

  • Оборачиваемость запасов.

  • Каким имуществом владеет компания.

  • Платежеспособность компании.

  • Сколько средств заморожено в дебиторке или в товарах/материалах.

Движение денежных средств (ДДС)

Покажет денежные потоки бизнеса и то, как они распределялись.

Денежный потокДенежный поток


Что можно узнать из отчета:

  • Сколько денег на счетах.

  • Структуру расходов. 

  • Свободный денежный поток. 

Отчет о прибылях и убытках (ПиУ) 

Показывает эффективность компании за определенный период. Что можно узнать из отчета:

  • Какие направления или подразделения более прибыльные.

  • Результат работы компании в деньгах.

  • Рентабельность бизнеса.

ПиУ

Отчет о прибылях и убытках


Основные выводы про финанализ

  • Финансовый анализ поможет найти новые точки роста вашему бизнесу, снизить издержки и увеличить прибыль. Главное 一 верно интерпретировать все результаты анализа.

  • Данные для анализа можно брать из баланса, ДДС и ПиУ. Выбор источника зависит от конечной цели.

  • Для оценки результатов используют разные методы: вертикальный, горизонтальный, факторный и коэффициентный. Их можно использовать в совокупности, чтобы точно не ошибиться с решением.

  • Чем раньше вы начнете следить за финансами бизнеса, тем быстрее сможете принимать верные решения. В этом деле важна практика, а не только теория.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!