Что такое бизнес-анализ и как его проводить

Что такое бизнес-анализ и как его проводить

Как узнать все о своем бизнесе и научиться принимать обоснованные решения
788

Бизнес-анализ — это совокупность приемов и методик, которые нужны для изучения бизнеса, поиска уже существующих и потенциальных проблем и возможностей для роста.

Бизнес-анализ распространен в ИТ-сфере — его проводят, чтобы внедрить в бизнес-процессы программы для автоматизации. Но это необязательно, предприниматель или руководитель компании может заняться анализом и для повышения эффективности работы.

Что такое бизнес-анализ простыми словами

Под бизнес-анализом (БА) обычно понимают комплекс инструментов, с помощью которых можно разобраться в бизнес-процессах компании, понять, как взаимодействуют между собой разные подразделения, отделы и сотрудники. БА показывает, как организации достичь результатов, какие потенциальные зоны роста существуют и с какими проблемами бизнес может столкнуться в дальнейшем.

Бизнес-анализ проводят, чтобы конкретизировать цели, превратить стратегические задачи в тактический план, определить потребности компании. Заниматься БА может как сам руководитель, если у него есть нужные компетенции, так и специальный сотрудник-аналитик.

Универсальный алгоритм бизнес-анализа

БА — абстрактное понятие, под которым можно понимать как стратегический анализ компании, так и конкретный анализ требований для реализации какого-то проекта. В целом БА как методика состоит из нескольких блоков работы. С помощью них аналитики максимально погружаются в процессы компании и могут подробно изучить процессы:

  • Финансовый анализ — изучение финансовой модели, определение точки безубыточности компании или проекта, настройка учета важных для бизнеса экономических показателей.

  • Инвестиционный анализ — как компания развивается, какие ресурсы вкладывает в свой рост, откуда берет инвестиции для роста.

  • Маркетинговый анализ — как компания работает над привлечением клиентов.

  • Маржинальный анализ — что у компании с бизнес-моделью и прибылью.

  • Анализ человеческих ресурсов — текущая ситуация с сотрудниками и их возможностями, изучение процесса привлечения и обучения персонала.

В зависимости от особенностей компании, БА включает в себя и другие блоки для изучения. Например, для производственного бизнеса очевидно важными будут еще и процессы, связанные с поступлением ресурсов, обновлением оборудования.

Или можно анализировать конкурентов: изучить рынки сбыта и место вашего бизнеса на этих рынках. Важно разобраться в методах работы других компаний, понять тренды, существующие в отрасли.

Смотрите также: Что такое Agile и SCRUM и зачем они нужны бизнесу

Другой вариант действий — провести анализ пути клиента. Этот блок состоит из изучения взаимодействия клиента и продуктов компании. Аналитик должен построить CJM — карту пути клиента с отрезками и этапами, по которой тот проходит от знакомства с продуктом до повторных продаж.

Проведение бизнес-анализа в проектах

Если рассматривать бизнес-анализ не как часть постоянного управления бизнесом, а как инструмент для реализации проектов, то за его основу можно взять алгоритм БА для ИТ-проектов. Выглядит это так:

  1. Описание бизнес-потребности. Нужно определить целесообразность создания проекта в целом, найти все заинтересованные стороны, понять, какие стратегические цели ставятся перед проектом. Если это не новый продукт, важно понять, как изменения в работе компании повлияют на другие процессы.

  2. Аналитика потребностей. На этом этапе аналитик собирает требования к продукту, изучает, структурирует и документирует их. Оценивается риск проекта, создается модель коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами. Происходит формирование показателей, которые требуются для оценки продукта.

  3. Формирование требований. На этом этапе собранная информация расширяется с помощью других методик бизнес-анализа, требования детализируются. Возможно, происходит оценка возможных решений. Определяется стоимость, сопоставляются требования к проекту и потенциальные выгоды.

  4. Создание архитектуры. Так называют этап, на котором формируется итоговый план работы над проектом, его бизнес-модель. Создается концепция для каждого шага по достижению целей.

  5. Контроль реализации требований. Аналитик сопровождает разработку проекта на каждом этапе, изучает, насколько получившийся результат сопоставим с первоначальными требованиями к продукту.

  6. Оценка продукта. Последний этап — оценка удовлетворенности клиента, выявление недостатков в продукте.

Этот план бизнес-анализа — условный, при разработке проекта его стоит оптимизировать под задачи. Можно объединять бизнес-анализ компании в целом и разработку продукта, например, рассмотреть какое-то бизнес-направление как проект и провести его БА.

Методы и инструменты бизнес-анализа

  • Метод SWOT — один из простейших примеров инструмента для бизнес-анализа, в котором нужно сформулировать сильные и слабые стороны компании, а также изучить внешние возможности и угрозы.

  • AECD, или Acceptance and Evaluation Criteria Definition — формирование требований к проекту или задаче, которые должны быть достигнуты для того, чтобы решение считалось приемлемым.

  • Бенчмаркинг — способ изучения продуктов или процессов с помощью сравнения. Объектами для сравнения могут быть как конкуренты, так и что-то внутри бизнеса, например, скорость выполнения аналогичных процессов в разных подразделениях компании.

  • Интервью — индивидуальная беседа для получения информации и разработки гипотез.

  • Наблюдение — изучение продуктов и процессов без взаимодействия с ними.

  • Опрос — как правило, серия коротких вопросов, которые задают большому количеству людей.

  • Фокус-группа — метод изучения мнения группы людей, может проводиться с помощью подробных интервью или коротких опросов.

Для бизнес-анализа можно использовать методы и инструменты из смежных дисциплин: маркетинговых, социологических, психологических. Применяются и методы финансового анализа. Ключевое — инструмент должен помогать собирать информацию и предлагать понятную методологию обработки данных и принятия решений. 

Приглашаем на курс «Бизнес-анализ в проектах разработки и внедрения программных продуктов». В программе: 
  • Основы бизнес-анализа.
  • Место ИТ-систем в бизнес-системах.
  • Бизнес-процессы.
  • Заинтересованные стороны проекта.
  • Работа с требованиями при использовании методологии Scrum.
Узнать подробности и зарегистрироваться →

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию