Эффективная коммуникация в команде: правила первых

Эффективная коммуникация в команде: правила первых

Сотрудники компании Google в своем исследовании отметили, что сегодня эффективность команды в меньшей степени зависит от того, кто находится в ней, и в большей степени от того, как эти сотрудники работают вместе. Именно поэтому менеджеры фокусируются в первую очередь на эффективные коммуникации в команде.
2965

Границы понятия «команда» в бизнесе сильно размыты: все понимают, что командная работа влияет на скорость и качество выполнения задач и способствует росту продуктивности, но не все готовы постигать искусство эффективной коммуникации для лучших результатов.

Что делает команду командой

Не лидером единым: правила эффективной коммуникации в команде

В поисках мудрости

Называть себя командой и быть командой, которая показывает результат, — не одно и то же. И прежде чем разобрать правила и принципы эффективной коммуникации, поговорим об особенностях самой команды.

Что делает команду командой

Термин «команда» пришел в бизнес из спорта и означает совокупность людей, объединенных общими мотивами, интересами, стремлениями и ценностями. Участники команды способны решать задачи высокой сложности, поддерживать друг друга и нести коллективную ответственность за результат.

В отличие от группы, команды не собираются стихийно — для их формирования требуется время. Правильным вектором движения на пути к созданию «команды мечты» является выстраивание профессиональных и открытых межличностных отношений, в которых люди умеют слушать и слышать друг друга, договариваться и уважать потенциал каждого участника.

Превратить рабочую группу в команду, достигающую целей, может только руководитель, который развивает в себе качества лидера. Руководитель-лидер — это феномен корпоративных отношений. Статус такого сотрудника внутри коллектива подтверждается не только должностью, но и отношением коллег. Он личный пример профессионализма, ответственности и порядочности, способный мотивировать, поддерживать и вдохновлять подчиненных. Лидер формирует «глубинный» коллектив — команду из экспертов-единомышленников, готовых следовать заданному курсу. Эффективные лидеры команд знают, как выстроить отношения, основанные на доверии и лояльности, а не на страхе.

Не лидером единым: правила эффективной коммуникации в команде

Команда характеризуется не только сплоченностью и общими целями, но и желанием поддерживать высокий уровень взаимопонимания. Поэтому ответственность за создание здоровой и вдохновляющей атмосферы лежит на всех участниках.

Топ-8 советов, как повысить и удержать эффективность командных коммуникаций

Убедитесь, что каждый участник команды понимает и разделяет цели компании. Команда — это коллектив экспертов. Единое понимание целей поможет каждому сотруднику правильно применить свои уникальные знания и навыки, а руководителю — грамотно распределить роли, установить сроки и обеспечить инструментами.

Распределите не только формальные, но и командные роли. Специфика деятельности рабочей группы предполагает функциональное распределение ролей. В команде же существуют еще и неформальные роли, которые превращают коллег в «героев», наделенных уникальными суперсилами. Вот пример современной классификации командных ролей: 

  • Мотиватор-координатор — эту роль может занимать только лидер команды. Именно здесь сосредоточена «точка принятия решений».

  • Финишер или Контролер качества — тот, кто работает над завершением задач. Этот сотрудник отличается настойчивостью и педантичностью, как су-шеф на кухне, которые отдает блюда в зал.

  • Генератор идей — человек, который способен быстрее других находить решения, отличающиеся от других своей новизной, конструктивностью и часто — легкостью воплощения.

  • Оценщик или Критик — хорошо видит «слабые места» и обладает высоким уровнем критического мышления.

  • Душа компании — человек с высоко развитой эмпатией, ориентирован на отношения внутри коллектива.

  • Эксперт — специалист, который «накапливает» информацию. Необыкновенно хорош в роли наставника.

Есть и другой, классический вариант распределения командных ролей, разработанный британским исследователем и консультантом Рэймондом Белбином. Определить свою настоящую роль в команде можно, пройдя тест Белбина.

Договоритесь о внутренних критериях эффективности. Помимо функциональных ориентиров, которые предусмотрены организацией, в команде должны образоваться собственные критерии успеха (и это не всегда KPI’s). Выявить их поможет создание внутренней системы ценностей и групповая дискуссия, то есть общий поиск ответов на такие вопросы, как: «Что для нашей команды значит успех?», «Как утвержденные нами ценности помогут в достижении поставленных целей?», «Что нам необходимо сделать вместе, чтобы каждый из нас смог показать наилучший результат?».

Придерживайтесь принципов прозрачной коммуникации и делитесь информацией. Очевидно, что руководитель команды коммуницирует еще и с заказчиком продукта, топ-менеджментом компании. Важно держать коллег-подчиненных в курсе событий и экологично делиться информацией о планах и перспективах бизнеса. Открытость и прозрачность сегодня часто встречаются в списке ценностей многих прогрессивных организаций. Это именно то, что повышает уровень вовлеченности, доверия и причастности членов команды к общему делу.

Учитесь «не соглашаться» правильно. Страх несогласия приводит к принятию посредственных решений. Научитесь рассматривать каждую идею под девизом «А что, если да…?», приводите аргументы за и против, уделите этому необходимое количество времени. Стремитесь к поиску результативного консенсуса, а не к удобному и безболезненному компромиссу.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.

Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.

Научитесь в равной степени говорить о делах и об эмоциях. Участники команды — живые люди, которые переживают чувства и эмоции при выполнении своих профессиональных обязанностей. Говорите о том, какие процессы тревожат и беспокоят команду, какие достижения радуют и вызывают чувство гордости. Открытая коммуникация снижает уровень стресса и укрепляет доверительные отношения.

Практикуйте метод fast-feedback. Орнитологи выяснили, что птицы, летящие клином, используют более ста голосовых команд для корректировки полета друг друга. Перенимайте лучшие практики, даже если они имеют поистине природный характер: не копите обратную связь до «лучших времен», корректируйте и поощряйте друг друга «в полете».

Развивайте культуру вопросов и ответов. Помните, что самый глупый вопрос для любого проекта — вопрос не заданный. Донесите до сотрудников, что задавать вопросы можно и нужно. А сами — смелее делитесь информацией и проясняйте неочевидные вещи.

В поисках мудрости

Аристотель сказал: «Целое больше суммы своих частей», а африканские мыслители добавили: «Если хочешь идти быстро — иди один, если хочешь идти далеко — идите вместе».

Перейти от состояния рабочей группы к состоянию команды, добиться синергии и быть сильнее обстоятельств сотрудникам помогут крепкая корпоративная культура и отлаженные процессы внутренней коммуникации. Как с этим работать и как добиваться своих целей через межличностное общение, рассказываем на трехдневном онлайн-курсе «Эффективные коммуникации».

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!