Диспетчеризация производства — как способ сделать бизнес успешным

Диспетчеризация производства — как способ сделать бизнес успешным

Если спросить предпринимателя о цели его деятельности, в ответе, скорее всего, прозвучит формулировка «получение прибыли». И, вероятно, несколько слов про управление производством, узнаваемость бренда и социальную значимость. Что же поможет сделать бизнес успешным?
3672

Чтобы прийти к высоким результатам, мало продумать и внедрить грамотную стратегию, особенно в условиях всеобщей турбулентности. Руководителю нужно постоянно контролировать и анализировать производственный процесс. Современное производство — это настолько сложная функциональная система, что даже небольшая ошибка в работе или невнимательность сотрудника в цепочке может привести к серьезным финансовым потерям. Если вовремя не заметить изменение температурного режима, завод по производству молочных продуктов понесет убытки. Если не обратить внимание на то, что заканчиваются расходные материалы, работа цеха может остановиться, что тоже повлечет за собой потери: времени, денег, нервов. Примеров масса, как говорится, нужное подчеркнуть.

Очевидные и неочевидные преимущества диспетчеризации

Как появилась диспетчеризация

Как устроена система диспетчеризации

Виды диспетчеризации

От чего зависит эффективность диспетчеризации

Значительно упростит путь к достижению целей и эффективному решению бизнес-задач внедрение диспетчеризации в производственный цикл. Система способна автоматизировать частично или полностью работу предприятия, весь технологический процесс и даже качество продукции. Сегодня диспетчеризация применяется в производственных процессах разного рода: от управления вентиляцией в торговом центре до контроля водоснабжения в населенном пункте.

Очевидные и неочевидные преимущества диспетчеризации

Диспетчеризация оказывает положительное влияние на бизнес-процессы. Среди позитивных факторов:
  • Отсутствие человеческого фактора: вероятность ошибки сводится к нулю.

  • Доступ к статистическим данным и предоставление отчетности.

  • Возможность прогноза, анализа и стратегического планирования.

  • Автоматическое оповещение о нештатной ситуации.

  • Оптимизация временных затрат.

  • Повышение надежности инженерных сетей без увеличения количества сотрудников.

  • Учет потребления энергоресурсов.

  • Экономное использование производственных и иных мощностей.

Как появилась диспетчеризация

Зачатки диспетчерской службы появились при переходе от кустарного к заводскому производству, еще в 18 веке. Сначала в виде распределения диспетчером сырья, рабочих, продукции. С развитием серийного производства возникла необходимость налаживания связей между заводами, то есть организации и контроля логистики. Зародившееся диспетчерское управление стало успешно функционировать на железнодорожном транспорте благодаря появлению телефонной связи.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Метод СУМО. Диагностика компаний на способность работать в конкурентной среде» в удобном формате EPUB.
Автор — Михаил Колонтай, научный руководитель программы MBA Русской Школы Управления. Кандидат экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Постепенно диспетчеризация производства стала важной частью в управлении предприятием. Взяв весь опыт из примитивной, современная диспетчерская служба применяет новейшие технологии автоматики, связи и вычислительной техники.

Как устроена система диспетчеризации

Сегодня работа системы зависит от характеристик объекта и объема обрабатываемой информации. Все настройки производятся индивидуально в каждом случае, поэтому стоимость диспетчеризации будет разная.

В стандартную систему диспетчеризации входит диспетчерский пункт и шкафы автоматики. Они отвечают за функции управления и сбора данных с инженерного оборудования. Специализированное программное обеспечение диспетчерского пункта связано технологической сетью с компьютером диспетчера. Это позволяет получать всю информацию в режиме реального времени. Обработанные таким образом данные объединяются в потоки информации и передаются для последующей обработки и хранения.

Виды диспетчеризации

Системы диспетчеризации инженерных объектов делятся на локальные и удаленные.

  • Локальная — в пределах одного здания. Такая система используется для местного управления, мониторинга, контроля и сбора технологических данных оборудования. Она полностью автономна и может работать без систем высокого уровня. Данные с технической системы передаются сразу на компьютер оператора. Это замкнутая система.

  • Удаленная — вдали от основного пункта. Система удаленной диспетчеризации предназначена для централизованного онлайн-мониторинга технических процессов. Она контролирует объекты, которые удалены от главного диспетчерского пункта. Передача данных с оборудования удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации происходит через интернет, радиоканал, Bluetooth и другие каналы связи. Это удобно и практично, ведь станция диспетчеризации может быть загружена даже на смартфон, при этом диспетчер контролирует производство, находясь, например, в сотнях километрах от него.

От чего зависит эффективность диспетчеризации

Во-первых, от того, насколько грамотно организована связь с объектами и подразделениями предприятия. Важно обеспечить серверы и оборудование диспетчерских пунктов бесперебойным электропитанием. Во-вторых, существенно влияет на результат правильная постановка задач, которые должна решить диспетчеризация. Управлять объектом удаленно, ведя учет выполнения планов, это один вид контролирующей системы. Производить только мониторинг производства, чтобы вести складской учет материалов, — другая система. В-третьих, это выбор программного обеспечения верхнего уровня. Наконец, в-четвертых, это последовательное реагирование и улучшение производственных процессов по итогам поступающей из системы диспетчеризации информации. Возможность осуществлять плановый контроль и стратегическое планирование.

Получите бесплатно образец должностной инструкции директора по производству

Чтобы созданный бизнес стал процветающим, его необходимо сделать эффективным. А это значит контролировать, анализировать, актуализировать процессы. И сделать это достаточно просто с помощью качественных методов мониторинга и внедрения системы диспетчеризации.

Диспетчеризация открывает широкие перспективы для применения систем автоматического управления, что делает предприятие и бизнес в целом более прогрессивным, технологичным, безопасным и прибыльным.

Как минимизировать риски и улучшить процессы по итогам диспетчерского контроля за ходом производства? Как определить оптимальную модель предприятия и выбрать производственную стратегию? Как автоматизировать процессы планирования производства? Получите ответы на эти и другие актуальные вопросы о диспетчеризации на курсе «Планирование и диспетчеризация производства», который можно пройти как в дистанционном, так и очном формате.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!