Сергей Пукович: «Требования к маркетингу будет становиться все выше и выше»

29 апреля 2011

Ваш новый курс называется «Маркетинг сегодня». Чем он отличается от гипотетических «Маркетинга вчера» и «Маркетинга завтра»?

Хороший вопрос, интересный. Здесь надо смотреть в целом на те задачи, которые решает маркетинг в России, и на те задачи, которые маркетинг решает в мировом бизнесе.

Россия наверстывает отставание, но это отставание все еще присутствует. Например, в США есть американская маркетинговая ассоциация АМА, которая была создана в конце XIX века. В России только в конце XX-го века начали всерьез говорить: «Уау, есть такая вещь – маркетинг!», – и начали разбирать, что это такое. Отставание примерно в 100 лет!

Если говорить о том, что было вчера… вопрос, конечно, интересный, но нет смысла делить прошлогодний снег, невозможно сесть в машину времени и отправиться исправлять какие-то ошибки. Но наверно главная особенность «маркетинга вчера» в России – то, что у бизнеса были достаточно низкие требования к эффективности этого функционального направления, низкие требования к качеству работы маркетологов. Это было обусловлено тем, что в России была экономика с высокими темпами роста, которая развивалась в условиях дорогих нефти, газа, ресурсов. Это была экономика дешевых денег. И, собственно говоря, дешевые деньги, избыток ресурсов приводили к тому, что требования к эффективности, в т.ч. и к маркетингу были достаточно низкие.

Сейчас компании, которые осознавали, что часть денег они не тратили не вполне эффективно, стали сокращать активность, и все идет к тому, что требования к маркетингу будут все выше и выше.

Что это значит для участников курсов Школы?

С точки зрения маркетологов это означает, что необходимо приобретать знания и компетенции, которые позволяет оценивать и обосновывать эффективность принимаемых решений, ну а с точки зрения компаний это означает, что они будут более избирательно относиться и к персоналу, и тем мероприятиям, которые они собираются реализовывать.

Если говорить о том, что будет происходить дальше, то, конечно, в России будет происходить ускорение сокращения отставания от запада. Скорее всего, будет более четко осознаваться тот факт, что российская экономика интегрирована в общемировую, и если речь идет о крупном бизнесе, то это осознание уже есть, и оно придет на уровне малых, средних компаний. 

Мы часть мировой экономики, и, соответственно, необходимо играть по тем правилам, которые приняты в этой мировой экономике. 

Скорее всего, это будет экономика сетей, сетевая экономика. Речь не только о торговых сетях, это сети отношений, это потребительские сети и т.д. Раньше слово «сеть» означало что-то такое непонятное, для большинства нечто, связанное преимущественно с информационными технологиями. Сейчас слово «сеть» плотно вошло в обиход и становится частью обыденного словарного запаса.

В ближайшее время изменения в маркетинге будут связаны с тем, что как раз сетевой взгляд на бизнес, сетевые методы ведения бизнеса, будут доминировать. 

Вы обсуждаете это с участниками курсов на занятиях?

Наша задача не в том, чтобы говорить об этом участникам, а в том, чтобы соответствующим образом изменять содержание и структуру программы и давать им те компетенции, те знания, которым им позволят успешно конкурировать на рынке труда в условиях сетевой экономики. 

Кто-то приезжает просто послушать, что нового в маркетинге, кто-то приезжает с пониманием того, что им необходимы какие-то новые компетенции. И наша ответственность – понимать, какие компетенции нужны участникам. 

Как изменится маркетинг?

Будет возрастать специализация в маркетинге, а раньше маркетолог был таким универсальным солдатом. Мне на одной из программ кто-то сказал, что не может найти маркетолога. Я спросил, кого именно, мне ответили – дизайнера-аналитика. Вот сейчас придет понимание того, что дизайнеров-аналитиков не бывает, но скоро на рынке будут требоваться узкие специалисты. И этому опять-таки будет способствовать формирование сетевых отношений. Для решения локальных задач все чаще будут привлекать узкого специалиста. 

Скорее всего, в Россию придет мода на аутстаффинг, и это опять же приведет к росту спроса на узких специалистов. 

Нужно также ответить, что темпы изменений на рынке будут достаточно высоки, знания будут довольно быстро устаревать, и на первое место выйдут не какие-то компетенции, привязанные к конкретному функционалу этого специалиста, а компетенции, связанные с его способностью извлекать знания, учиться, перестраивать свою работу и т.д. 

Так же изменятся и наши задачи – задачи преподавателей. Нужно будет решить, каким образом в обучении давать не конкретные функциональные знания, а учить учиться, приобретать необходимые компетенции. Давать не готовые решения, а алгоритмы. 

Скоро будет наблюдаться смещение в сторону, как я его называю, «мягкого функционала». Это такие компетенции как управление конфликтами, поддержание отношений, ведение переговоров, управление проектами. То, что делается в Школе уже сегодня, будет особенно востребовано. 

Жесткий функционал (конкретные матрицы, диаграммы и пр.) будет постепенно утрачивать свою ценность. До бесконечности этому учить нельзя. Рано или поздно наступит момент, когда все это будут знать. Тогда важно будет менять поведенческие характеристики, обладать мягкими компетенциями.   

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+