Сергей Трушкин: «Для преодоления кризиса нужен революционер»

31 октября 2008

Сейчас все обсуждают финансовый кризис. Насколько оправдана такая суета и шумиха?
Для банков, инвестиционных компаний и сырьевого сектора это не суета, а шторм. Сейчас выживут те, кто в меньшей степени спекулировал с деньгами, акциями и деривативами.

Что привело к таким тяжелым последствиям?
Сотни тысяч людей понимают несовершенство системы денежного обращения в мире и ничего не могут сделать, просто молчат и совершают действия внутри этой системы. Революционера нет. Некому изменить систему. А именно она рождает «пузыри» и «пирамиды».

На какую категорию людей придется самый сильный удар?
Топ-менеджмент всех отраслей, специалистов финансовых и инвестиционных учреждений.

Насколько эффективны окажутся «финансовые вливания» правительств государств в национальную экономику?
Это как при высокой температуре дать аспирин. Если не лечить болезнь, она может прогрессировать. Полагаю, что государство кроме денежных вливаний должно сделать ряд шагов для большей независимости экономики России от мировой. Мы долго боролись за интеграцию в мировую экономику, но вот увидели, что значит на достаточно слабой лодке попасть в океанский шторм. Правительство должно озаботиться силой и независимостью Российской экономики и лишь после этого интегрироваться на равных.

Каким образом финансовый кризис отразиться на простых людях?
Тяжелее будет найти работу среднему и топ-менеджменту. Снизится уровень потребления. Скорее всего, перейдем на отечественные товары.

В начале 20-го века в США был очень серьезный финансовый кризис? Есть ли сходство и различия между историческим и современным кризисом?
Основное отличие в том, что кризис в США был локальным и с ним боролось правительство США. Это достаточно жесткая вертикаль. Сейчас кризис – мировой, и с ним бороться будут очень мягкие мировые институты типа Большой восьмерки или ООН. Это невозможно в принципе. Каждое из 191 государств будет совершать действия по своему собственному разумению. Может быть, справимся быстрее, может быть, наоборот раскачаем лодку до необходимости мировой диктатуры.

Уже поползли слухи о покупке крупных западных корпораций Китаем. Каковы шансы, что баланс сил в мире изменится?
Уже изменился баланс интересов в крупном бизнесе, как в России, так и в США с Европой. Государства усилились по сравнению с мировыми корпорациями. Еще 10 лет назад государственная власть была слабее транснациональных компаний, да и просто крупного бизнеса. Если говорить про Китай, то он от кризиса может пострадать сильнее других. Экономика этой страны растет огромными темпами и требует все новых денежных вливаний, а «пузырь» лопнул. С другой стороны, для Китая предпочтительна низкая цена на нефть. Я думаю, правительство Китая стоит перед решением сложнейших задач управления океанским лайнером, который еще не достроен, однако находится в океане и в шторме.

Сколько продлится этот кризис?
По расчетам аналитиков кризис достигнет реального сектора в марте-июне 2009 года. Надолго задержит инвестиционные проекты и проекты развития территорий. Хуже другое. Сейчас будет «надуваться» следующий «пузырь» – нанотехнологии и альтернативная энергетика. Они привлекут внимание людей и деньги, и там начнется та же спекуляция, деривативы и т.п. Если ничего не изменить в системе, «пузыри» будут появляться все чаще, и они будут все больше.

Есть ли у России силы противостоять международным тенденциям?
Силы есть, но слабые. Правительство много говорило об усилении рубля, независимости, но дело ограничивалось самоудовлетворением от высоких цен на нефть и газ. Население не очень верит в стабильность рубля и при малейших слухах бросается на скупку иностранной валюты. Из страны с огромной скоростью утекают деньги.

В какой форме кризис проявится в России?
Экономическая составляющая самая простая и предсказуемая. Денег станет меньше, и тратить их будут осторожнее. Политические последствия такие: поднимутся левые партии, критика усилится. Россия многонациональная страна. Если президенту не удастся консолидировать местную элиту, получим ситуацию «каждый сам за себя», и спасаться каждый будет по одиночке. Такое ощущение, что к кризису российские власти готовились, усиливая влияние центра в регионах. Наверное, в шторм лучше быть средним кораблем, не очень маленьким не очень большим.

Кризис уже сказался на ценах на нефть – основном продукте продаж России, как это скажется на российской экономике?
У нее появится шанс измениться, и слезть с «сырьевой иглы».

Говорят, финансовый кризис станет причиной массовых сокращений. Какие профессии останутся востребованными?
Не думаю, что кризис сильно изменит текущее положение. Всплески трудностей временные. Но вот что произойдет точно, так это то, что люди станут лучше работать, производительность труда вырастет за счет дополнительной мотивации. Решения будут готовиться тщательнее и продуманнее.

А если висит угроза увольнения, дополнительное профессиональное образование станет конкурентным преимуществом в таких условиях?
Да, особенно, если сотрудник обучается в партнерстве с компанией. Есть такая практика на рынке – «50/50», когда сотрудник и компания совместно инвестируют в образование. Если подумать, то какой смысл увольнять сотрудника, если он только что прошел обучение, и, значит, более подготовлен и к тому же мотивирован кризисом.

Как руководитель может сохранить кадры в условиях кризиса без материальной стимуляции?
За счет открытого диалога. В текущей ситуации любое возникающее недоверие работает как цепная реакция. Руководство компаний может мобилизовать людей на прорыв, сохранение рабочих мест и зарплаты. А может закрыться в кабинете и сокращать расходы увольнениями. Второй путь неминуемо приведет к краху. Кризис это возможность стать другим, стать лучше, изменить бизнес-процессы. Сотрудники будут помогать, поскольку это в их же интересах.

Ожидается ли спад на дополнительное профессиональное образование в связи с сокращением расходов со стороны компаний?
Вот и посмотрим, сколько генеральных директоров будут просто снижать расходы, а сколько – изменят подход к расходам на обучение. Если выбран курс на качественный прорыв, на трансформацию, то компании нужны будут мотивированные сотрудники с мозгами, а это значит, пусть и в ущерб другим статьям, расходы на образование должны расти.
 

Каким образом кризис затронет рынок бизнес-образования? Какие компании смогут выстоять?


Повысятся требования к практичности и мгновенной отдаче. Выживут компании, которые поддержат «инновационный скачок» своих заказчиков.

Какие знания необходимы для действия в продолжительной критической ситуации? Что нужно знать руководителям?
Первое – лидерство. Нужно уметь мобилизовать и заряжать сотрудников оптимизмом. А для этого нужно говорить с людьми. Второе – глубокие профессиональные знания, чтобы эффективнее управлять ресурсами компании.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+