Роман Морозов: «Преподавание для меня – это некий баланс моего личностного развития»

20 мая 2009

(Продолжение. Начало интервью можно прочесть здесь)

Кто обычно приходит на курсы по логистике в «Русскую Школу Управления»?

Люди с разным опытом. Есть те, кто только начал работу в этом направление, есть с опытом в 5-10-15 лет. По идее, это я должен у них учиться, но на деле оказывается, что я им глаза открываю. У них богатый практический опыт, теоретической базы нет. А знать нужно.

Большинство активно не занимаются логистикой как наукой. Работают по накатанной, как научились годы назад. Поэтому для них курс «Практикума по закупкам и снабжению» или «Директора по логистике» – замена учебникам-многотомникам и многолетней практике в разных областях. Новое будет для каждого – потому что я делюсь не только теми вещами, которые сам нашел и отработал, но и опытом других специалистов этой области.

От некоторых слушателей иногда приходится слышать, что тот или иной инструмент – теория и работать не будет. Но обычно это является следствием их нежелания разбираться в инструменте, да и не все кто работает логистами имеют необходимые личные качества для такой работы. Конечно универсальных решений не так много, и задача специалиста – после семинара адаптировать знания под его собственную специфику. Случается, когда я даю задачу, некоторые не участвуют в ее решении, считая, что это им не нужно с учетом их текущих задач – это поверхностное отношение к работе и к обучению, для меня очевидно, что такой человек себя профессионально не развивает, а живет только сегодняшним днем. Если человек готов к аргументации, своей «оппозиционной» позиции по отношению к тому будет у него работать инструмент или нет – мы иногда дискутируем, и практически всегда в этом споре я оказываюсь прав. Потому что я знаю эту сферу изнутри, меня в этом трудно обставить.

Какой незаменимый инструмент у логиста?

Не семинаре – калькулятор. У меня требование, чтобы у каждого на столе был калькулятор. Логистика и цифры – неотделимые друг от друга вещи. Человеку, который не умеет и не любит работать с цифрами, лучше логистикой не заниматься. Мечтаю, что однажды приду на занятия, а у каждого участника на столе будет стоять ноутбук с соответствующим программным обеспечением. Но, видимо, это не скоро станет общим правилом. Некоторые приезжают с личными лэптопами. Как только я увижу, что большинство имеет такие мощные инструменты, то поменяю программу обучения, буду давать более глубокий материал, применимый с помощью компьютеров. Будет другой уровень обучения, как использовать электронные программы для оптимизации логистических процессов. Но пока этого нет, приходится объяснять на пальцах и калькуляторах.

Почему в России логистика отстает?

Потому что 75 лет она была попросту невостребована, спрос рождает предложение, так вот спроса не было. Потому что из «слуг народа» при Союзе никто не страдал ни от излишка запасов, ни от дефицита. Основная задача той эпохи – догнать и перегнать Америку, например, вылить больше стали, добыть больше ресурсов и т.д. Этим жила вся страна. Почти во всех постсоветских странах до сих пор главный показатель развития экономики – валовый национальный продукт. Что это такое? Это просто объем производства, который еще нужно реализовать и большой вопрос будет ли от этого прибыль. Это эфемерный показатель, о не говорит благосостоянии граждан, о росте прибыльности предприятий, о развитии экономики. И если он растет, это еще не значит, что мы стали лучше жить. А вот общая рентабельность предприятий на душу населения была бы хорошим показателем. Но его никто не публикует. Надеюсь, что хотя бы статистика его ведется.

Логистика участвует так или иначе во всех процессах. Чтобы получить прибыль, нужно получить доход, превышающий расходы, для этого нужно продать товар, чтобы это сделать, нужно закупить у поставщика и доставить на склад. Этим занимается логистика. Логистика формирует расходы – ведет переговоры с поставщиками о закупочной цене, логисты перевозят товар на склад, тратят средства на транспорт и аренду/обслуживание складов. Насколько оптимальны будут расходы, тем эффективнее будет предприятие, тем больше прибыль.

Вы преподавали в Средней Азии. Какие там особенности?

Да, в Киргизии, где мне пришлось побывать, очень сложно вести бизнес. У них большой авторитет имеют руководители. Подчиненные не могут себе многого позволить в присутствии начальников. В обучении это проявлялось следующим образом: я тратил уйму времени на установление контактов с начальством. Потому что если директора филиалов не будут активными, то и их подчиненные будут ниже травы, тише воды. Если руководитель выскажется одобрительно, то и подчиненные потянутся за ним. Не сразу, но удалось найти контакт и успешно провести обучение. Плюс было тяжело, когда им приходилось признавать, что они в чем-то неправы. Это большой удар по гордости, и не каждый мог на это пойти. Нация своеобразная, и как преподавателю мне нужно было учесть эти особенности. Россия в этом плане попроще. Мне нравится здесь преподавать, здесь люди отличаются также и от белорусов. Публика в России значительно активнее. Она опережает других по жажде знаний, здесь больше денег, активнее конкуренция.

С каким клиентом Вам интересней работать?

С корпоративным – однозначно проще. Когда знаешь специфику бизнеса, цели и проблемы, легче находить решение, затачиваешь программу под конкретного клиента. На занятиях группы трудно угодить всем, но я стараюсь учитывать специфику бизнеса каждого участника, в любом случае, любой может подойти ко мне во время перерыва и задать конкретный вопрос. Мне интересно работать с любыми отраслями и направлениями.

А зачем Вам преподавание, ведь Вы же практик и имеете постоянный доход?

Я начал преподавать для себя. Это было шагом в моем личном развитии. Сначала это было просто хобби, самосовершенствование, теперь это нечто большее. Это некий баланс моего личностного развития, хобби и работа, источник дохода.

Долго собираетесь совмещать и работу логистом и преподавание?

Были мысли уйти с основного поста – руководителя службы логистики, но пока я к этому не готов, да и с учетом последних кризисных событий пока неразумно. Чем я ценен для участников курсов Школы, – своим практическим опытом. Увеличивать количество учебных часов пока тоже не хочется, потому что для меня очень важна моя семья – жена и трое сыновей. И хотя жизнь у меня бродячая, я то в Москве, то в Минске, то в Барнауле, а то и еще дальше. Возможно, скоро придется переехать на Восток, но пока есть возможность, буду совмещать работу и преподавание и стремиться больше времени проводить с семьей.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+